Германия

Уже в первой половине 18 в. развертывается деятельность ряда выдающихся немецких архитекторов. В это время со всей очевидностью складывается вариант архитектуры позднего барокко, в своих общих особенностях отличного и от итальянского барокко и от французского классицизма 17 века и рококо.

Бальтазар Нейман (1687—1753). Его самым выдающимся сооружением была вюрцбургская Резиденция (1719—1744)

выдающийся мастер немецкого барокко — Маттеус Даниель Пеппельман (Ворота «под короной» в ансамбле Цвингера в Дрездене., Ворота «под короной» в ансамбле Цвингера в Дрездене.)

Придворная церковь, выстроенная в 1738—1756 гг. итальянцем Гаэтано Кьявери (1689—1770). С пышностью католической Придворной церкви контрастирует большая сдержанность протестантской Фрауэнкирхе, законченной в 1740-х гг. после смерти сорвавшегося со строительных лесов ее автора Георга Бера (1666—1738). Одно из значительнейших произведений немецкого зодчества, Фрауэнкирхе была целиком разрушена в результате налета американской авиации в конце второй мировой войны.

Немецкая скульптура 17—18 вв. в основном тесно связана с пышными дворцовыми сооружениями и церквами, в интерьере которых ей принадлежало видное место. Декоративная скульптура широко применялась в оформлении фасадов зданий и в садово-парковом убранстве. К этой области относится большинство работ Андреаса Шлютера, самого крупного немецкого монументалиста того времени. Ему принадлежит отделка большого тронного, рыцарского и других залов Берлинского дворца, городского дворца в Потсдаме, скульптурное убранство здания берлинского арсенала.

С начала 18 в. во многих государствах Германии возникли академии художеств. Созданные по образцам иностранных академий, они, однако, не сумели стать подлинными центрами национальной культуры; их выученики в своем творчестве ориентировались на искусство иностранных мастеров.

Ведущее место в первой половине 18 в. занимали декоративная живопись и парадный портрет. Многочисленные декораторы вместе со скульпторами оформляли пышные барочные сооружения, расписывали стены и потолки дворцов и церквей, создавали алтарные образы. Росписи венецианских художников (Тьеполо — дворец в Вюрцбурге) и других, работавших в Германии, служили образцами для подражания. Особенно широко декоративная живопись была распространена в южной Германии. Типичными представителями южнонемецкого барокко были братья Азам, работавшие как живописцы, скульпторы и архитекторы. Космас Дамиан Азам (1686—1739) был преимущественно живописцем, Эгид Квирин Азам (1692—1750)— скульптором, оба они учились в Риме. Они работали в Баварии (внутренняя отделка собора во Фрейзинге, монастырской церкви в Вельтенбурге), Австрии (церковь св. Иакова в Иннсбруке), Швейцарии и Чехии.

Наиболее прославленная работа Менгса этого времени — «Парнас», роспись виллы Альбани в Риме (1761),— типичное произведение немецкого классицизма. Не столько традиции античности, сколько воздействие живописи болонских академистов заметно в этой композиции, математически рассчитанной, правильно нарисованной, но безжизненной и вялой по цветовому решению; таковы и другие его картины—«Суд Париса», «Персей и Андромеда» (обе в Эрмитаже). Хотя Менгс стремился к выражению идеала «благородной простоты и спокойного величия», он создал лишь оторванные от жизни эклектические композиции. Искусство Менгса не заключало ничего принципиально нового и было легко приспособлено к нуждам «просвещенного» абсолютизма. Приглашенный ко двору испанского короля, Менгс в 1760-х и 1770-х гг. расписывал плафоны различных помещений мадридского дворца («Апофеоз Траяна», «Апофеоз Геркулеса» и другие)

Принципы классицизма находят применение в пейзажной живописи Филиппа Гаккерта (1737—1807) и работавшего некоторое время в Германии австрийца Иозефа Антона Коха (1768—1839), искавших классической гармонии и ясности в своих «героических» пейзажах. Отвлеченно-условные, холодные, они были далеки от реальной природы Германии.
45.​Романтизм в искусстве Германии, Англии и Франции.

Английская живопись 19 века.
В первые десятилетия 19 века пейзаж становится в английской живописи ведущим жанром.
Джон Констебл (1776 – 1837)
Произведения этого художника отличают поэтичность, правдивость, картины наполнены светом и воздухом. Он мастерски передает переливы неба, свежесть зеленой листвы деревьев, травы, связь природы и человека. Констебл утверждал необходимость работы на открытом воздухе, тем самым закладывая основы пленэрной живописи. Особое значение он придавал изображению неба. Живопись Констебла плотная, энергичная кладка краски, отдельных мазков. «Мельница во Флэтфорде», «Телега для сена»

Борьба академизма и романтизма во Франции
Главная борьба в 20 – 30-ые годы во Франции в области искусства развернулась между последними представителями вырождавшегося классицизма и нового направления в искусстве – романтизма. Последним ярким представителем классицизма во Франции был
Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867) - «Большая купальщица», «Портрет госпожи Муатессье», «Турецкие бани»

В скульптуре идеи романтической героизации, еще соединенные с классицистическими традициями, наиболее полно представлены в рельефе Франсуа Рюда «Выступление добровольцев в 1792 году», украшающем Триумфальную арку на площади Звезды в Париже. Рюд соединяет в своей работе реальность и аллегоризм, героическое начало, патетику. Перед нами объединенные одним порывом античный воин и обнаженный подросток. Ритм высокого рельефа динамичен. Обнаженное тело сочетается со складками развевающейся одежды, металлом кольчуги, трепетом волос. Над всей группой – крылья гения победы.
Романтизм в живописи Франции
Теодор Жерико (1791 – 1824) - плот медузы,

Эжен Делакруа - «Ладья Данте», «Свобода, ведущая народ»

Живопись Жерико и Делакруа проложила новые пути для развития французского искусства, в котором скоро утвердятся основы реалистического восприятия действительности.