Немецкий романтизм

Настроения мистического созерцания, религиозное погружение в миры иные наиболее полно выразил немецкий художник Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840)
Он создавал пейзажи, полные преклонения перед природой, ее величием, картины, проникнутые духом мрачного переживания малости человека перед необъятностью вселенной. Его полотна полны пессимизма, мрачных раздумий. Излюбленные мотивы художника – пустынные скалистые громады в различное время дня, плавные очертания гор, игра света, переливы красок на каменных глыбах.
«Горный пейзаж» ГМИ – утрата материальности, почти мистический мираж.
«Могила Арминия» 1823 г. – идея борьба с наполеоновской Францией, немецкий патриотизм, прославление древнего победителя римлян Арминия Германия.
«Гибель «Надежды» во льдах» 1822 г.
Человек на полотнах Фридриха – маленькая затерянная фигурка в необъятных просторах холодного необжитого пространства, или пассивный наблюдатель, созерцающий туманные дали.
«Двое, созерцающие луну» 1819 – 1820 гг.
«Периоды жизни» 1835 г.
Фридрих родился в Померании, то есть на берегах Балтики, где суровый холодный климат, неприветливые пейзажи, дюны, мрачные горы. Данный пейзаж написан не с натуры, но внем многое от родных с детства художнику мест. На картине пять фигур людей и пять парусников, соотносимые между собой. Корабли плывут по «Житейскому морю». Центральный уже подходит к гавани – символ конца пути, смерти. Четыре других еще в плавании. Пять фигур людей символизируют четыре этапа жизненного пути – детство, юность, зрелость и старость. Спиной к зрителю стоит сам художник, воплощающий последний этап жизни. На картине художник запечатлел своих детей, жену и племянника. На картине господствует призрачный свет. Фридрих любил лунный свет, зиму, вечер – все, создающие ощущение безмолвия, тишины, напоминающее недолговечность жизни. Далекое, бесконечное и неведомое символизирует далекий горизонт на полотне. Сам стиль Фридриха строгий, точный, детализированный.
.Мрачный характер художника, рано потерявшего мать, брата, обеих сестер, наложил печать на все его творчество.
46.​Проблема реализма в западноевропейской живописи ХIХ в. (Франция, Англия, Германия).

Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в развитии не только Франции, но и всей Европы.. В искусстве начинаются поиски обобщенного, монументального его образа, а не анекдотически-жанрового, как это имело место до сих пор. Быт, жизнь, труд этого нового героя станут новой темой в искусстве. Новый герой и новые темы породят и критическое отношение к существующим порядкам, в искусстве будет положено начало тому, что уже в литературе сформировалось как критический реализм.

Во французской живописи реализм заявил о себе ранее всего в пейзаже, на первый взгляд наиболее отдаленном от общественных бурь и тенденциозной направленности жанра. Реализм в пейзаже начинается с так называемой барбизонской школы. Это была группа молодых живописцев Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройон и др.которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры.

Критический реализм как новое мощное художественное течение активно утверждает себя и в живописи жанровой. Его становление в этой области связано с именем Гюстава Курбе

Для Курбе пластическая форма воплощается в объеме, и объем вещей для него важнее их силуэта.. Главным средством выражения Курбе был цвет. Его гамма очень строга, почти монохромна, построена на богатстве полутонов. Тон у него изменяется, становится все интенсивнее и глубже при утолщении и уплотнении красочного слоя, для чего часто Курбе заменяет кисть шпателем.

Художник достигает прозрачности света в полутонах не так, как обычно это делали лессировками, а при помощи наложения плотного слоя краски одна рядом с другой в определенной последовательности. Каждый тон приобретает свой свет, их синтез сообщает поэтичность любому изображенному Курбе предмету. Таким он остается почти в каждой своей вещи.

Художник обращается к темам труда и нищеты. В его картине "Дробильщики камней" нет социальной остроты, никакого протеста мы не читаем ни в фигуре старика, вся поза которого как будто выражает смирение перед судьбой, ни молодого парня, согнутого под тяжестью ноши, но есть несомненно сочувствие к доле изображенных, простая человеческая симпатия. Самое знаменитое творение Курбе "Похороны в Орнане" завершает поиски художником монументальной картины на современный сюжет (1849).

Англия

Дж. Констебл - пейзажист Концепция национального пейзажа. В отличие от концепции идеального пейзажа, распространенной в исторической живописи этого времени,национальный пейзаж Англии

отличается такими характеристиками, как туманность, дождливость, влажность.

Свою творческую программу Констебл называл программой «естественного живописца» (natural painter). И та история, которую он создает в своих произведениях, именуется им «естественной историей»: это сюжетика, связанная с движением облаков, их влиянием на природу земную.

Концепция реалистического пейзажа. Констебл писал, что живопись существует для того, чтобы понимать. Это значит, что живописные произведения открывают путь к познанию устройства мира и устроителя этого мироздания. Этому принципу созвучны слова Фаворского: «Гораздо труднее увидеть и показать прекрасное во всем известных вещах». Подобная же поэтическая концепция значимости намеренно простого и умение видеть кажущееся простое как истинно прекрасное содержится в произведении таких актуальных для Констебла поэтов, как Ките и Бёрнс. Значительность любого проявления природы.

Уильям тернер - пейзажист
Романтический пафос соединился с реализмом

Германия

Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815-1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов,Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредст- венно с натуры, в широкой, свободной манере: "Комната с балконом"(1845), "Железная дорога Берлин-Потсдам" (1847, обе - Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом. Менцель первый ввел в исторический жанр реалистический метод.В 1840г. он предпринял громадный труд по иллюстрированию "Истории Фридриха Вели- кого" Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекает достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает Вильгельм Лейбль
47.​Импрессионизм и Постимпрессионизм.

Импрессионизм (фр.impressionisme, от impression – впечатление) – художественное направление в искусстве, возникшее во Франции во второй половине XIX в.

Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления

Новое движение возникло как реакция на застой господствующего в те годы академизма, однако его появление было подготовлено несколькими факторами: изобретением 1839 г. Л. Дагером фотографии, внесшей в искусство новое видение; научными открытиями Э. Шёвреля и О.Руда в области цветоделения; появлением в 1941 г. оловянных тюбиков для скоропортящихся красок, давших возможность художникам работать на пленэре. Благодатную почву для развития импрессионизма подготовили художники Барбизонской школы: они первыми стали писать этюды с натуры.

Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» лег в основу пленэрной живописи импрессионистов.

Импрессионизм зародился в 1860-х гг., года молодые художники-жанристы Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега попытались вдохнуть во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных ситуаций, зыбкость и неуравновешенность форм и композиций, необычные ракурсы и точки зрения. К началу 1870-х гг. импрессионистское видение сформировалось в пейзаже: К.Моне, К.Писсарро, А. Сислей впервые выработали в своих произведениях последовательную систему пленэра. Работа на открытом воздухе помогала им создавать на полотнах ощущение сверкающего снега, богатства природных красок, растворения объектов в среде, вибрации света и воздуха. Во многом этому способствовала разработанная в тонкостях колористическая система, при которой сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра. Они накладывались на холст раздельными мазками в расчете на оптическое смешение в глазу зрителя, что создавало удивительно светлую, как бы трепещущую живопись. Особое внимание художниками- импрессионистами уделялось взаимоотношениям предмета с окружением, исследованиям изменения цвета и тона объекта в изменяющейся среде. С этой целью они воспроизводили один и тот же сюжет по несколько раз, добиваясь невероятной чистоты цвета и практически очистив свою палитру от черной краски.

Свое искусство импрессионисты представляли на выставках, проводившихся с нерегулярными интервалами с 1874 по 1886 гг. С первой выставкой тогда еще анонимной группы художников связана история происхождения термина «импрессионизм». Критик Луи Леруа, иронически отзываясь о представленных работах, особо отметил картину К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), заметив, что «обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем этот морской пейзаж…». Новое название пришлось по душе сторонникам движения (правда, не всем), поскольку отвечало творческому методу, который они исповедовали: передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни.

В 1886 г. состоялась последняя выставка импрессионистов. Однако, как живописный метод, импрессионизм не прекратил свое существование: аналогичные поиски велись мастерами других стран – Англии (Дж. Уинстлер), Германии ( М. Либерман и Л. Коринт), России (И.Грабарь и К.Коровин).

Совершив художественную революцию в сознании современников, раскрыв им новые горизонты, импрессионизм дал толчок к развитию искусства и появлению новых концепций, течений и форм. В его недрах зародились неоимпрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, приведшие в свою очередь к возникновению новых художественных эстетик и направлений.

Мастера импрессионизма: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, Гюстав Кайботт, Джеймс Уистлер, Константин Коровин, Ловис Коринт

Постимпрессионизм – (фр. postimpressionisme, от лат. post – после, т.е. после импрессионизма) – собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX в., возникших вслед за импрессионизмом. Постимпрессионизм охватывает период с 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х гг., возвестивших о рождении совершенно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.

Постимпрессионизм – явление неоднородное. К этому направлению исследователи относят творчество неоимпрессионистов (Ж.Сёра, П.Синьяк, М.Люс, А-Э.Кросс и др.), художников группы Наби (П.Боннара, Э.Вюйара, М.Дени, Ф.Валлотона и др.), художников понт-авенской школы, объединившихся вокруг П.Гогена (Э.Бернара, П.Серюзье, Я.Веркаде и др.) а также творения гениальных одиночек (В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека, П.Сезанна, А.Руссо).

Единственное, что объединяет всех художников – постимпрессионистов, - это определенное отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собственные художественно-эстетические искания, выражавшиеся в стремлении передать на полотне не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материального так и духовного происхождения. Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов», и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека, и конструктивистское видение мира Сезанна, и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, - и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени.

Мастера постимпрессионизма: Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри Руссо, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Поль Серюзье, Морис Дени, Эмиль Бернар.