Скульптура Древнего Египта.

Древний Египет практически не знал зодчества без скульптуры. Статуи оформляли фасады храмов, дороги, святилища, дворцы, ставились в гробницы. Подавляющее большинство статуй имело религиозное значение. Все множество произведений древнеегипетской скульптуры можно разделить на две большие группы, дающие первичное представление о функциональных особенностях определенной статуи: заупокойная скульптура, оформлявшая гробницы, и храмовые статуи, помещенные в молельнях, гипостилях и дворах храмов.

Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера. Скульпторы должны были знать не только технические правила создания статуй, помещенные в специальные сборники, но и владеть знанием и умением проведения ритуалов. Ведущие скульпторы имели довольно высокое положение в структуре государства и занимали видные придворные и жреческие должности. Наиболее выдающиеся скульпторы пользовались широкой известностью и за свои работы получали награды. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение. Ведущие скульпторы возглавляли мастерские, в которых по намеченным ими эскизам работали рядовые ремесленники.

Заупокойные статуи:

Обычай помещать статуарные изображения умершего в гробницу возник в Древнем Египте в процессе развития верований в посмертное существование умершего, в жизнь его в царстве мертвых. Непременным условием жизни умершего в Царстве мертвых являлось сохранение целостности человека, т.е. поддержание существования не только бессмертной души (ка и ба), но и предотвращение гниения тела. Поэтому и возникла необходимость в изготовлении мумии. Необходимо отметить, что исключительно сухой климат Египта способствовал естественной мумификации. Статуи, помещенные в древнеегипетские гробницы, можно разделить на несколько типов:

• Заупокойная статуя «согласно жизни», представлявшая максимально портретное изображение владельца гробницы без парика. она помещалась в особой небольшой нише или закрытой комнате (сердабе), а на уровне глаз статуи делалась щель, через которую статуя могла «видеть», «слышать» и «обонять» принесенные ей дары и молитвы.

• Заупокойная статуя, репрезентировавшая обобщенный облик владельца гробницы. В этом случае лицо статуи представляло идеализированный портрет умершего

Независимо от позы заупокойной статуи, присутствовал обязательный набор иконографических черт: головы статуй поставлены прямо, в руках находились одни и те же атрибуты. Тела мужских статуй окрашивались в кирпично-красный цвет, женских – в желтый, волосы изображались черным цветом, одежды – всегда белые.

 

Храмовые статуи:

Храмовые и дворцовые пространства содержали множество скульптурных изображений: статуи богов и царей размещались в портиках дворов, около колонн гипостилей; во дворах храмов всегда находилось множество статуй частных лиц; святилища храмов содержали статуи божеств, которым эти храмы были посвящены; специальные статуи богов и фараонов использовались в процессе проведения ритуалов и т.д.

 

Статуи, размещенные во дворах, гипостилях и святилищах храмов, имели различное назначение:

• статуи ставились как стражи, охранители и имели оберегающее, стерегущее назначение.

• в храмовые святилища помещались статуи в качестве объектов поклонения и совершения обрядов.

• в храмовые помещения приносили статуи в качестве жертвы богам в надежде на воздаяние.

• в храмы помещались статуи как заместители реальных участников священнодействия.

• в храмы помещались особые статуи богов или обожествленных фараонов, выполнявшие функции оракула.

• довольно большую группу статуй составляют хеб-седные статуи

• статуи как свидетельство помещения себя под покровительство бога.

• в храм ставились статуи вельмож как знак особой милости правящего фараона.

Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. Но самое сакральное значение придавалось скульптурам в храме, также украшенными драгоценностями, которые к сожалению разграьлены. Материал был не только дерево но и алебастр. Так как Египет относился к смерти более чем глубоко, то в могилы знати оставляли фигурки богов, и другое. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Подрузделяют этапы. 1) ранне царство. 2) среднее 3) новое 4) Амарнсктй период 5) позднее