рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обучению в школе

Обучению в школе - Лекция, раздел Образование, Лекция № 16 Методика проведения анализа детского рисунка "истоки Способностей И Дарования Детей - На Кончиках Их Пальцев. От Паль...

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.

Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.

На занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание.

Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами. На занятиях изо. деятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный временной участок, анализировать свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы. Самостоятельный поиск ребенка и изображение того, что он чувствует, а не того, что ему навязывают,— вот что нужно в организационно-методической работе. Шаг за шагом, штрих за штрихом малыш учится мыслить и понимать окружающий его мир. И это происходит лишь при некоторой словесной помощи и поддержке воспитателя. Важно, чтобы каждый ребенок начал не рисовать «правильно» или «неправильно», а сопереживать тому или иному действию, событию или явлению, происходящему в его жизни. «Исправление» детского художественного вкуса, художественных произведений детей,— отмечал А. В. Бакушинский,— одна из величайших педагогических ошибок... Между взрослым и ребенком такое существенное различие, что даже общего языка у них почти нет... Взрослое воображение кажется нередко просто плохой репродукцией, бескровным и уродливым отражением. В этой сфере ребенку учиться у взрослых нечему. Он бесконечно богаче их».

К концу обучения дети должны уметь:

· различать виды изобразительного искусства,

· высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства

· правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;

· свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;

· передавать на рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

· правильно работать акварельными и гуашевыми красками - рисовать и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы этой поверхности);

· выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира

· применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений (примакивание, способ тычка и др.);

· узнавать главные элементы народной росписи.

· уметь пользоваться пластилином и стекой, соблюдая правила личной гигиены;

· лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, посуду, животных, человека);

· уметь украшать изделие углубленным рельефом и налепом.

в аппликации

· композиционно правильно располагать изображения;

· составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм;

· использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;

· сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;

правильно держать ножницы и пользоваться ими.

 

Чтобы объективно оценивать детский рисунок в школьном возрасте, необходимо установить критерии, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков на определенном возрастном этапе развития, степень компетентности в области изобразительного искусства. Такими критериями могут быть следующие:

Для рисунка с натуры

1. Композиционное расположение изображения (I — VI классы):

а) правильное композиционное расположение изображения (изображение не выходит за пределы листа бумаги, рисунок хорошо компонуется в листе бумаги);

б) неправильное композиционное расположение изображения (изображение не умещается в листе бумаги — очень крупное или очень мелкое, сдвинуто в один из краев листа, рисунок не компонуется в листе бумаги).

2: Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке (I—VI классы):

а) правильное изображение, соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве;

б) неправильное изображение, не соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве.

3. Передача в рисунке пропорций объекта изображения

(I—VI классы):

а) правильная передача пропорций (пропорции на изображении соответствуют реальным пропорциям натуры);

б) неправильная передача пропорций (пропорции на изображении не соответствуют реальным пропорциям натуры).

4. Передача в рисунке конструктивного строения объекта (объектов) изображения (I—VI классы):

а) правильная передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (в рисунке выявлена геометрическая основа строения натуры);

б) неправильная передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (в рисунке не выявлена геометрическая основа строения натуры).

5. Передача в рисунке перспективного сокращения объекта изображения (III—VI классы):

а) правильная передача в рисунке перспективного сокращения объекта (рисунок выполнен в угловой или фронтальной перспек­тиве, правильно определены линия горизонта, точки схода, степень перспективного сокращения плоскостей);

Следует отметить, что в зависимости от конкретной точки зрения про­порции одного и того же предмета на нескольких правильных рисунках будут различными.

б) неправильная передача в рисунке перспективного сокра­щения объекта (рисунок выполнен без перспективного сокраще­ния плоскостей или в обратной перспективе, не определены линия горизонта и точки схода).

6. Передача в рисунке цвета натуры (I—VI классы):

а) правильная передача цвета (цвет изображения соответствует действительному цвету натуры)

б) неправильная передача цвета (цвет изображения не соответствует действительному цвету натуры).

7. Передача светотени в рисунке (III—VI классы):

а) правильная передача светотени (наличие в рисунке градаций светотени — света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени в натуре);

б) неправильная передача светотени (ошибочное определение. В рисунке градаций светотени или отсутствие таковых.

8. Передача в рисунке объема изображаемого объекта (III—VI классы):

а) объем изображаемого объекта передается с помощью светотени, перспективного сокращения формы в пространстве, с использованием закономерностей воздушной перспективы;

б) объем изображаемого объекта почти не передается — неумелое использование светотени, закономерностей воздушной и линейной перспективы;

Для рисунков на темы и эскизов иллюстраций

1. Композиционное решение темы (I—VI классы):

а) правильное композиционное решение темы (в рисунке выражена смысловая связь элементов композиции, выявлен сюжетно-композиционпый центр, действие компонуется в заданном формате листа бумаги);

б) неправильное композиционное решение темы (к рисунке слабо или вообще не выражена смысловая связь элементов композиции, отсутствует сюжетно-композиционный центр, элементы рисунка бессвязно разбросаны по плоскости листа бумаги, не компонуясь в сюжет).

2. Изображение пространства в рисунке (I—VI классы):

а) правильное изображение пространства (в рисунке основания более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов — выше относительно нижнего края листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных предметов);

б) неправильное изображение пространства (основания всех предметов изображаются на одной линии, причем одинаковыми по величине).

3. Передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (III—VI классы):

а) правильная передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (в рисунке выявлена геометрическая осно­ва строения изображаемых объектов);

б) неправильная передача в рисунке конструктивного строе­ния объектов изображения (в рисунке не выявлена геометриче­ская основа строения изображаемых объектов).

4. Передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (III—VI классы):

а) правильная передача в рисунке перспективного сокращения объектов (в рисунке правильно определены линия горизонта, точки схода, степень перспективного сокращения плоскостей изображаемых объектов);

б) неправильная передача в рисунке перспективного сокращения объектов (рисунок выполнен без перспективного сокращения плоскостей изображаемых объектов или в обратной перспективе, не определены линия горизонта и точки схода).

5. Передача, в рисунке пропорций изображаемых объектов (I—VI классы):

а) правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в действительности);

б) неправильная передача пропорций (пропорции изображенных в тематической композиции объектов не соответствуют пропорциям этих объектов в действительности).

6. Передача в рисунке цвета объектов (I—VI классы):

а) правильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен);

б) неправильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в композиции объектов не соответствует действительному цвету этих объектов, нет гармоничного сочетания цветовых тонов).

7. Передача в рисунке светотени (III—VI классы):

а) правильная передача светотени (наличие на изображенных объектах градаций светотени — света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени на этих объектах);

б) неправильная передача светотени (ошибочное определение на изображенных объектах градаций светотени или отсутствие таковых).

8. Передача в рисунке объема изображаемых объектов (III—VI классы):

а) объем изображаемых объектов передается с помощью светотени, использования закономерностей линейной и воздушной перспективы; б) объем изображаемых объектов почти не передается — неумелое использование светотени, закономерностей линейной и воздушной перспективы.

Для декоративных рисунков (I—VI классы)

1. Композиционное решение орнамента (узора):

а) правильное композиционное решение орнамента (в рисунке выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее движение элементов узора);

б) неправильное композиционное решение орнамента (в рисунке слабо выражена смысловая связь всех частей композиции, не подчеркнуто общее движение элементов узора).

2. Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного мира в декоративные.

3. Умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный.

4. Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора — линию симметрии и ритм.

Общими критериями для всех видов рисунков (I —VI классы) являются:

1. Самостоятельность в выполнении рисунка:

а) рисунок выполнен самостоятельно (без помощи учителя выбрана композиция, определены размеры изображения, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);

б) рисунок выполнен не самостоятельно (весь ход выполнения рисунка — выбор композиции, определение размеров, пропорций, формы, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов — сопровождаются непосредственной помощью со стороны учителя, который поправляет рисунок, показывает на полях рисунка ошибки, дополнительно изображает на доске детали объектов и т. д.).

2. Выразительность рисунка:

а) выразительная передача изображаемого в рисунке (удачная, наиболее отвечающая теме сюжета, пространственному расположению предметов натюрморта, выбранному формату и размеру листа бумаги, композиция, четкое выделение главных действующих лиц, оригинальная компоновка элементов сюжета, использование в композиции контрастов цвета, света и тени, ритма, динамики, гармоничного сочетания цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий и т.п.);

б) невыразительная передача изображаемого в рисунке (неудачная компоновка изображения — рисунок очень мелкий или сдвинут в край листа, главные элементы композиции мелкие, логически не связаны между собой, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линии рисунка отличаются однообразием, отсутствует гармоничное сочетание цветов, цветовых
оттенков и т. п.).

3. Способ выполнения рисунка:

а) правильный (эффективный) способ выполнения рисунка — от общего к частному и от частного снова к общему; выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка;

б) неправильный способ выполнения рисунка — рисование ведется отдельными частями, деталями, отсутствует использование схемы, линий построения рисунка.

4. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и рисунку:

а) ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и рисунку, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции. Учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;

б) отсутствие эмоционально-эстетического отношения к процессу рисования и рисунку, что проявляется в пассивности наблюдения и изображения натуры, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка. У учащегося отсутствует интерес к работе.

Данными критериями необходимо руководствоваться как при оценке отдельных рисунков школьников, так и при оценке всей работы учащихся за четверть, полугодие, год. При этом следует использовать не один из критериев, а всю их совокупность.

Большое значение в стимулировании изобразительной деятельности школьников и развитии интереса к ней имеет анализ работ. Во время анализа педагог отмечает положительные и отрицательные стороны работ учащихся. Подобный анализ ученических рисунков отвечает потребности детей показать результаты своего творчества коллективу, вынести свои рисунки на суд товарищей. Вот почему школьники очень ответственно относятся к таким анализам.

У учащегося всегда есть потребность в объективной оценке своих рисунков, которая показывает степень его знаний, умений и вместе с тем степень старания, интереса к работе. Поэтому учитель, оценивая рисунки учащихся, всегда должен учитывать, с интересом работал школьник над рисунком или нет. Особенно важно указать па это во время оценки рисунка, демонстрируемого всему классу. Тогда ученики будут знать, что их эмоциональное отношение к процессу рисования непосредственно сказывается на качестве композиции.

Анализ своих рисунков и рисунков товарищей заставляет учащихся более упорно и настойчиво работать над изображением, вызывает удовлетворение от процесса рисования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция № 16 Методика проведения анализа детского рисунка

Лекция... Методика проведения анализа детского рисунка... возрастные этапы его развития Вопросы Возрастные этапы развития детского рисунка лет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обучению в школе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возрастные этапы развития детского рисунка
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит

Первые возрастные стадии в развитии рисования.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: до изобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий Соответствие определенной стадии

Ассоциативная стадия (образного мышления).
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения).

Палитра – зеркало души . Цветовая гамма рисунка.
Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, ког

Характер нажима, штрихи, контуры
Четкие контуры, относительно правильные пропорции (в 4-6 лет восприятие пропорций у ребенка минимально), при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур – такие рисунки не вызывают вопросов у

Организация рисования в целях тестирования состояния внутреннего мира ребенка
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (форма

Домашняя иерархия
Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур

Критерии оценки: Возрастной критерий. Эмоциональная характеристика. Особенности изображения. «Манера письма». Палитра
Детский рисунок 1 Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет). Воз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги