Конец седьмой Манвантары

Восточные традиции, как правило, исповедуют циклическую доктрину космоса и истории. Авраамические же традиции - Иудаизм, Христианство и Ислам - напротив, часто трактуют космический и исторический процесс как единственный эон. Особенно на этом настаивает Христианство, тогда как элементы циклической доктрины в других авраамических традициях все же присутствуют. Что это - забвение о метафизической норме или же здесь скрыта некая особая тайна Христианства?

Для приближения к этому вопросу первоначально надо в общих чертах изложить традиционную циклическую доктрину согласно Индуизму, где она проявлена наиболее ярко. Итак, наибольшим циклом существования плотного мира в ней называется Кальпа (порядок), которая содержит 14 Манвантар. Каждая Манвантара ("эпоха Ману" - их 14 и они - прародители последовательно сменяющих друг друга человечеств) длится 64 800 лет и, в свою очередь, подразделяется на Юги, которых четыре, но они уже не равны, а соотносятся между собой как 4:3:2:1. Юги соответствуют 4 символическим Векам в древнегреческой традиции: Крита-Юга (или Сатья-Юга) - Золотой Век, Трета-Юга - Серебряный, Двапара-Юга - Бронзовый и Кали-Юга - Железный Век. Нетрудно заметить, что здесь четко выражен традиционный принцип циклического нисхождения, совершенно несовместимый с "эволюционистскими" иллюзиями.

Если рассматривать отдельно взятую Манвантару, то ее вполне можно представить в виде известного символа окружности, описанной вокруг центра (своего Ману). Но эта окружность не замкнута и является лишь одним из витков космической спирали. Смена Манвантар, таким образом, осуществляется как переход с одного витка спирали на другой. В этот момент и осуществляется та самая трансмутация, о которой мы говорили выше, циклическая Свастика совершает полный оборот, и происходит установление Золотого Века на новом витке. Прежняя Манвантара к этому моменту уже совершенно исчерпана, поскольку она прошла весь свой цикл - от Крита-Юги до Кали-Юги.

Современный мир, согласно индуистской традиции, находится ныне в конце Кали-Юги седьмой Манвантары, иными словами - на предельном удалении от истока всей Кальпы. (1) Если рассуждать нормативно, то вслед за концом нашего цикла должен последовать Золотой Век будущей, восьмой Манвантары.

Но отчего же тогда число7во многих традициях - в тибетском Буддизме (семь печатей), алхимии (2), Христианстве (семь церквей Апокалипсиса) и т.д. связывается с неким пределом? Православная блаженная Паша Саровская говорила о "завершении круга седмеричного исчисления". Не следует ли из этого, что первые 7 Манвантар нашей Кальпы сами представляют собой некую завершенную целостность, все "будущее" после которой не принципиально для Традиции?

В книге "Традиционные формы и космические циклы" Рене Генон сделал поразительный вывод о том, что первые 7 Манвантар соответствуют семи Сварга (Небеса в Индуизме), а вторые - семи Патала (уровни тьмы кромешной). При этом вторая "серия" Манвантар повторяет первую в обратном порядке, а стало быть 8 Манвантара максимально подобна 7-й. (3)

И это буквально соответствует процессу "перехода" на двойной спирали от Традиции к контр-традиции, из мира преодоления в формально подобный ему мир достижения, устремленный к истоку Кальпы как к "последней цели", когда за Путь принимается возвращение как таковое. Идею двойной спирали прекрасно выражает и традиционный дальневосточный символ Инь-Ян, который не только может быть приложим к характеристике нашей циклической ситуации, но и глубже ее осветить.

Если рассматривать ход Манвантар по плавной кривой, проходящей через незримый центр всего символа, именно там отчетливо виден переход от одной внутренней полуокружности к другой, явственно имеющих разные центры. И в конечном итоге обращение вокруг второй полуокружности не выводит никуда иначе, как вновь на исходную орбиту. (4) А в Традиции, как известно, не бывает буквальных "повторений".

Таким образом, конец седьмой Манвантары, хотя и максимально удален от истока нашей Кальпы, парадоксальным образом представляет собой точку, наиболее близкую к центру спирали вообще всех Кальп (если рассматривать символ Инь-Ян лишь как одно из ее горизонтальных звеньев)! Так не представляют ли собой те традиции, которые уделяют особое внимание числу7 - как роковой "половине жизни" у Данте - "центростремительную" волю к преодолению самого космического циклизма, который со следующей Манвантары, с новым "оборотом" Свастики, будет представлять собой лишь тотальную инверсию первой "серии"? И какова в таком случае метафизическая роль Христианства, возникшего исторически именно в конце седьмой Манвантары и изначально вообще отрицавшего циклизм? А миссия тех, кто циклизм абсолютизирует?

(1) Имя нынешнегоМану - Вайвасвата, "рожденный Солнцем", название нынешней Кальпы - "Швета-Варахи-Кальпа", Кальпа Белого Кабана. (в текст)

(2) Существует средневековая алхимическая гравюра, на которой изображено древо с четырнадцатью ветвями, соответствующими стадиям Великого Делания. При этом с седьмой ветвью связывается "избавление от летучей субстанции", что некоторые исследователи соотносят с таинственным "универсальным растворителем", Spiritus Mundi. (в текст)

(3) Имя Ману 8-й Манвантары - Саварни, он - сын тени богини Саранью, которая является также матерью Вайвасваты, но - в своем божественном облике. Однако, имя "рожденный Солнцем" Вайвасвата получил не от нее, а от своего отца, Вивасвата, индуистского солнечного божества. (в текст)

(4) Только "в другую сторону", что аналогично процессу повторения Манвантар (начиная с 8-й) "в обратном порядке". По ходу можно заметить, что эта противоположность существует лишь на плоскости, а с точки зрения объема (высоты) она совершенно непринципиальна. Чего не замечают некоторые горе-"исследователи", напрасно ищущие в плоскостных "переворачиваниях" символов (например, Свастики) какой-то "противоположный смысл". (в текст)