Solve - Coagula

Традиция неразрывно связана с определенными научными доктринами, в которых изучаются ее различные стороны. Одной из важнейших традиционных наук является алхимия, четкое географическое происхождение которой установить чрезвычайно сложно ввиду присутствия алхимических исследований в таких далеких друг от друга и древних традициях, как, например, герметизм (египетская доктрина, оказавшая колоссальное влияние на Христианство и Ислам) и даосизм. Однако, нужно сразу же отметить, что профаническое понимание алхимии - как практики физического обращения всего в золото - является грубейшей современной иллюзией. Великая Работа алхимиков, говоривших, что "Aurum nostrum non est aurum vulgi" (1) - это прежде всего чисто духовный опыт. А "материалистические" представления об алхимии порождены тем, что в современном мире понятие науки сопряжено именно с извлечением той или иной физической "пользы". Ясно, что с этих позиций пытаться понять алхимию совершенно бессмысленно - и потому, непонятая, она ныне лишена даже статуса науки! Хотя именно в алхимическом знании скрыт ключ к тем законам, перед которыми все современные науки выглядят нечленораздельным бредом с академической кафедры.

Одной из самых фундаментальных формул Великой Работы является пара Solve (растворение) и Coagula (сгущение). Мы не намерены здесь углубляться в доскональное исследование связанных с ней алхимических процессов, но применим эту формулу пока лишь к самой общей картине циклического нисхождения. В принципе, говоря о кубическом затвердевании плотного мира, мы уже косвенно затрагивали эту формулу. Действительно, в течение цикла плотного мира неуклонно происходит сгущение всех подчеркнуто телесных и предметных форм, сопровождающееся вытеснением растворяющего, т.е. преодолевающего эту телесность, Духа. Именно благодаря этому процессу и возникают всевозможные материалистические предрассудки.

На стадии же субверсии, как последнем этапе анти-традиции, перерастающей в контр-традицию, в "последние времена" цикла, растворение возобновляется - но уже под влиянием сил "низшего психизма". Материалистические предрассудки, соответствовавшие кубической стадии, растворяются сами - ради новой, эллиптической, подвижности вокруг "точки Арлекина". И затем в этом состоянии "пульверизированного" мира и возникает контр-традиционный мираж нормативного порядка.

Этот мираж, чистая иллюзия, представляет собой пародию на формулу алхимической эсхатологии - "растворить материю, сгустить дух". Действительно, нормативно на рубеже циклов происходит именно такой процесс: все инерциальное - плотное и даже субтильное - растворяется (2), а все "забытые" в течение цикла духовные влияния сгущаются вновь, чтобы стать началом нового цикла. Это, по сути, и есть формула межциклической трансмутации, мгновенно реализующаяся в тот момент, когда, казалось бы, все обстоит наоборот: материя тотально сгущена, а растворяющий ее дух вытеснен.

Но даже эта формула может подвергнуться инверсии, и тогда вместо сгущения духа произойдет "сгущение" выдающего себя за дух "низшего психизма". Возможность этой инверсии коренится в самом статусе алхимии как науки чисто космологической, т.е. ограниченной рамками космоса, проявленного мира. Если эта космологическая природа алхимии дистанцируется от чисто метафизического, надкосмического знания, если Философский Камень, являющийся, согласно "Изумрудным скрижалям" Гермеса Трисмегиста, лишь "средством для преодоления всех вещей", становится вместо этого самоцелью, то эта наука рискует абсолютизироваться, и, тем самым, превратиться в инверсионную пародию на саму себя. Став, таким образом, лишь одним из отражений того самого кризиса, на преодоление которого она изначально ориентировалась.

(1) "Наше золото не есть золото толпы" (лат.). (в текст)

(2) Происходит, по выражению Св. Макария Великого, "растворение души божественным духом". (в текст)

 

Космическое Яйцо открывается "снизу"

Фигура Инь-Ян обозначает также Космическое Яйцо - символ, присутствующий во многих традициях и передающий идею Космоса как такового, с его троичной структурой - духовного, тонкого (субтильного) и плотного (телесного) миров. Универсальные Принципы находятся вне Космического Яйца, но оказывают на него влияние посредством вертикального Луча, который, собственно, и создает Космос как "порядок", "освещает" и, можно сказать, освящает его. (1) Эту нормативную ситуацию Традиция называет открытостью Космического Яйца сверху - т.е. для проникновения в него влияния Принципов и, соответственно, для нормативной реализации проявленными субъектами своих принципиальных состояний.

Но в ходе цикла влияние этого Луча неуклонно ослабевает. Сначала наступает некоторый промежуточный период, именуемый тотальной закрытостью Космического Яйца и соответствующий стадии анти-традиции. Однако, сама его полость в течение цикла уже успела стать световым местом, обрести свой внутренний свет - как отражение этого Трансцендентного Луча. Тем не менее, в определенный момент эта отраженная природа внутреннего света начинает подвергаться забвению. И в конечном итоге, этот внутренний свет абсолютизируется сам по себе, что не является ничем иным, как инверсией. Добавим еще только, что этот внутренний свет представляет собой потенцию именно тонкого мира.

Космическое Яйцо сверху омывается и растворяется верхними водами духовного мира, небесного интеллекта, а снизу - нижними водами тьмы кромешной. Но в момент, предельно близкий к концу цикла, эти воды перемешиваются, поскольку упорядочивающее влияние Луча Принципов прекращается. При этом субтильная полость Космического Яйца вполне может инерциально сохранить внешнюю видимость светового места. И, таким образом, - даже при полном хаосе и смешении верхних и нижних вод может возникать максимальное внешнее сходство с нормой. Вплоть до того, что инверсии подвергается и сама сфера Земного Рая, символически представляющая собой горизонтальный срез Космического Яйца.

Такое положение дел в Традиции именуется открыванием Космического Яйца снизу - после стадии его закрытости. Это, уже контр-традиционное, открывание часто соотносится еще и с прорывом в Космос снизу, из тьмы кромешной, инфернальных, демонических орд - после того, как оттуда вытеснены все нормативные, сакральные влияния сверху, влияния Принципа. Эзотерик Фабр д'Оливе говорил, что в период хаоса верхняя часть Космического Яйца делается незримой, а в нижней происходит "скопление тварей". Однако, эти "твари" претендуют уже не просто на вытеснение сакрального влияния, но - на то, будто они сами его и выражают. И эта инверсия не может быть не связана с их стремлением достигнуть тотальной внешней неотличимости от традиционного порядка. А начинающаяся борьба среди неотличимых друг от друга "тварей" за "истинное понимание Традиции" становится впоследствии грандиозным воплощением свифтовской иронии над "остроконечниками" и "тупоконечниками", забывшими о сути своего спора.

(1) Тот же самый Луч, "седьмой Луч", незримо проходит и через точку пересечения остальных шести лучей Креста, неся чисто трансцендентное знание тем точкам, которые постигают Истину и Путь. Кроме того, в йогических медитативных практиках именно он соответствует процессу Брахма-рандхра - выходу энергии Кундалини через седьмую, теменную чакру сахасрара. (в текст)