Методические советы студентам при изучении вопросов, вынесенных на самостоятельную работу

При изучении искусства романского периода следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств.

Следует усвоить не только причины расширения строительной практики в Западной Европе в период Х – ХII вв., в частности, расширение церковного строительства, но и разобраться в таком важном вопросе как унификация строительства. Речь идет о формировании в церковном зодчестве устойчивого единообразного типа - это появление сводчатых построек, это перекрытие всего центрального нефа внутри храма единым цилиндрическим сводом, это значение стены в храмовом зодчества. Вместе с тем, важно понимать, что архитектурная конструкция романского храма выражала мировоззренческие основы христианского общества. Кроме того, следует разобраться в том, что архитектурные детали функционального назначения являют собой и художественно-выразительные основы, присущие этому направлению.

Студентам следует особое внимание уделить на то, как при типовом единстве, свойственном романскому направлению, формировались в романской архитектуре региональные школы. Во-первых, следует принять во внимание факторы (историко-социальные, региональные, экономические, социальные и др.), влиявшие на формирование различных школ. Во-вторых, следует разобраться и в том, что географическая и историческая ситуация земель Западной Европы – напр., Саксонии, Калабрии, Бургундии, Оверни, Рейнских земель, Аквитании и многих других – давала достаточно пеструю картину разнообразных влияний, в результате чего в каждой стране сложилось несколько региональных архитектурных школ. Здесь для студентов возникает достаточное число трудностей: надо выявить специфические особенности той или иной архитектурной школы, запомнить памятники, принадлежащие той или иной школе, наконец, овладеть умением анализировать эти памятники. Методические советы направлены на компетентное усвоение студентами изучаемого материала.

При изучении темы «Готическое искусство Западной Европы» задачи, стоящие перед студентами при самостоятельной работе, усложняются.

Предстоит разобраться в непростой проблеме: во все времена архитектор оперирует своим обычным профессиональным "словарем" - архитектоника, мера, пропорция, ритм и масштаб; но именно в готике отразились кардинальные изменения, происшедшие в формировании «образа мира» средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система и сводчатые конструкции готической архитектуры позволили создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Не следует забывать, что наряду с культовой готикой развивалась и гражданское готическое зодчество (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

Кроме того, важно разобраться в принципах, свойственных средневековому градостроительству.

Знакомясь со всеми видами готического искусства – собором, скульптурой, витражами, живописными и резными алтарями, миниатюрами, декоративными изделиями надо понять и усвоить, что в готике символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, острыми переживаниями; расширяется интерес к окружающему миру, природе, выявляется богатству переживаний.

При изучении готического искусства следует разобраться в том, что при наличии общих архитектонических и стилистических принципов, свойственных готике, в готическом искусстве сформировались художественные школы, каждой из которой присущи свои ярко выраженные особенности.

Важно также показать на примере архитектурных школ и памятников то, что готический художественный стиль завершил развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.

Студентам предстоит немалая работа с литературой, которая прилагается к Программе дисциплины.

Наиболее общие вопросы истории искусства европейского средневековья рассмотрены в трудах Т.В. Ильиной, Н.А. Дмитриевой, О.Сопоцинского.

Достаточно полно искусство средневековья представлено в монографии

В.Н. Тяжелова «Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе». В ней представлено искусство народов Франции Германии, Англии, Италии, Испании, Чехии и др. стран. На материале памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи, скульптуры, книжной миниатюры прослеживается развитие искусства в период средневековья. Монография ценна тем, что в ней содержится синхронистическая таблица, словарь терминов, библиографический и именной указатель, достаточно большое число репродукций.

В рекомендательном списке к Программе представлены монографии отечественных и зарубежных исследователей, чьи труды посвящены или отдельным периодам истории искусства европейского средневековья, или отдельным художникам, или видам искусства, или стилистическим направлениям – напр., такие как «Французская готика» О.А.Лясковской, «Искусство раннего Средневековья» Ц.Г. Нессельштраус, «Немецкая скульптура 1350–1550 гг.» М.Я. Либмана и др. Помимо главных вопросов, которые освещаются в работах данного типа, в них широко представлен искусствоведческий анализ произведений изобразительного искусства.

В список литературы включены классические исследования выдающихся искусствоведов средневекового европейского искусства, не утратившие своего значения и по сей день - М. Дворжака, Э. Панофского, Ц.Г. Нессельштраус , В. Н. Лазарева и др. Студенты, работая с их исследованиями, могут встретиться с противоречивыми суждениями или концепциями, высказанными тем или другим искусствоведом. Между тем, эти противоречия – кажущиеся. Они представляют собой в известной мере диалог. Некоторые их этих исследователей рассматривают средневековую культуру как целостный феномен, где большое внимание уделяется философским и историко-социологическим аспектам искусства Средневековья (напр., М.Дворжак). Некоторые из исследователей на первый план выдвигают стилевые черты, совокупность которых определяет лицо той или иной художественной эпохи (Ц. Нессельштраус). Иные посвящают свои научные труды смысловым аспектам изобразительного искусства: символика и пропорции в живописных и скульптурных работах рассматриваются ими как генераторы новых смыслов, увязываются с общими мировоззренческими позициями и конкретными обстоятельствами жизни и творчества художников.

В рекомендательном списке литературы представлены труды, посвященные эстетическим воззрениям средневековой эпохи. В них дается характеристика эстетических трактатов, дается описание эстетических категорий, формировавшихся в полном соответствии с религиозной догмой.