рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ - раздел Образование, Федеральное Агентство По Образованию Государственное Образовательное...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет »

Факультет музыки

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

Специальность 031501.65 «Искусствоведение»

 

 

Пермь

ПГПУ

 

Автор - составитель: канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории

Р.Г. Андаева

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Западноевропейское искусство Средних веков» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит в блок общеобразовательных дисциплин по специальности 31501.65 «Искусствоведение». Комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения.

 

 

 

 

© Андаева Р. Г., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Рабочая программа дисциплины……………………………………………… 4 1.Цели и задачи изучения дисциплины……………………………... ……… 4

2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины..... ……. …...5

3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.................... …………. .5

3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….6

4. Содержание курса…………………………………………………………...7

5. Темы семинарских занятий ………………………………………………13

6. Тематика контрольных работ …………………………………………… .17

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Список литературы………………………………………… …………18

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины............................................................................... …………20

7.3. Методические указания студентам ……………………………………21

7.4. Темы самостоятельной работы………………………………………...23

7.5 Методические рекомендации преподавателям ………………………..33

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточных и итоговых аттестаций

1. Тематика контрольных работ……………………………………………. 35

2. Экзаменационные вопросы…………………………………………… 36

3. Тесты……………………………………………………………………… 37

 

 

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины

  Цели преподавания дисциплины: – сформировать систему знаний об основных этапах западноевропейского искусства Средних веков; о закономерностях…

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

– периодизацию западноевропейского искусства Средних веков; художественные стили и направления; – роль и место христианской церкви в процессе становления и развития… – степень участия в общем художественном процессе отдельных европейских стран и регионов; неравномерность их…

Контроля

Объем дисциплины и виды учебной работы

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Содержание дисциплины

Тема1.Хронологические границы курса «Западноевропейское искусство Средних веков» и их обоснование. Периодизация искусства Средневековья: VI–X вв.– раннесредневековый период; Х–XII вв. – романский период; ХП–ХV вв.– готический период.

Тема 2.Распространение христианства. Место и роль христианства и христианской церкви в жизни европейского общества и в формировании западноевропейского искусства.

Раннехристианское искусство. Христианские катакомбы II–V вв. н.э. Живопись катакомб. Тематика, характер исполнения и композиционные приемы живописи катакомб и рельефов саркофагов. Уход от декоративности, от стремления к эффектам, от верности натуре. Приверженность искусства новым задачам: становиться средством передачи скрытого смысла событий. Символика – характерная особенность катакомбной живописи.

Христианская базилика и ее отличительные особенности. Баптистерии, мавзолеи. Ветхозаветные и новозаветные композиции в раннехристианских храмах. Отличие росписи храмов от живописи катакомб IV–V вв.: постепенное преодоление античной классической традиции.(Памятники: Церковь Сан Паоло фуори ла Мура в Риме IV– V в. н.э. Мозаики церкви Св. Пуденцианы в Риме, IV в.)

Раннехристианская книга. Особенности миниатюры (иконография религиозных образов и сюжетов, стилистика миниатюрного искусства).

Тема 3.Искусство варварских народов VI–VIII вв.

Варварское искусство Скандинавии. Изделия из металла. Резьба по дереву. Орнаментальные и изобразительные формы.

Искусство Ирландии. Придорожные кресты. Ирландская миниатюра и ее особенности. Варварский принцип заполнения всей плоскости листа орнаментом-оберегом. Рождение так называемого «коврового орнамента». Специфика первых фигуративных изображений в иллюминациях: обращение к изображению евангелистов в виде их символических образов, а не в виде портретных изображений. (Памятники: «Книга из Дурроу», «Келлская книга», «Евангелие из Эхтернахта»).

Искусство варварских королевств на Пиренейском и Аппенинском полуострове.

Искусство Меровингской Франции. (Памятники: Мавзолей Теодориха в Равенне, Меровингские саркофаги).

Лангобардские рельефы в Чивидале.

Тема 4. Искусство Каролингской империи.

«Каролингское Возрождение». Общая характеристика. «Цитатный характер» культуры Каролингского Ренессанса. Архитектура Каролингского времени – базилики, монастырские комплексы. Характер использования классического наследия в памятниках архитектуры. Трансформация форм раннехристианской базилики – четкое выявление в плане формы латинского креста, появление в облике храма мощных вертикалей – башен на фасаде и др. (Памятники: Ворота монастыря в Лорше, Дворцовая капелла в Аахене, Собор в Аахене).

Развитие книжного искусства. Использование комплекса разнообразных «цитат»: из раннехристианского, византийского и островного искусства – характерная особенность развития миниатюрного искусства.

Разнообразие школ. Дворцовая или Палатинская школа миниатюрной живописи (Памятники: «Евангелие Годескалька», Памятники группы аббатисы Ады и др.). Реймская школа рукописной книги и ее особенности – экспрессивный характер рисунка в исполнении иллюминаций. (Памятники: «Евангелие Эбо», «Утрехтская Псалтырь», «Евангелие Карла Великого»).

Турская школа миниатюрного искусства и ее характерные черты: близость декора миниатюр позднеантичным образцам, вертикальное членение живописных планов, принцип иерархической разномасштабности в изображении фигур. (Памятники: «Библия Алкуина», «Библия Карла Лысого», «Евангелие Лотаря»).

Прикладное искусство Каролингского периода. Резьба по кости, изделия из металла. (Памятники: Конная фигура т.н. Карла Великого из Меца).

Тема 5. Оттоновский Ренессанс.

Обращение к античной традиции в литературе и искусстве. (Храмовое зодчество. Церковь св. Михаила в Гильдесхейме – памятник Оттоновского возрождения).

Расцвет книжного искусства. Стилистическое разнообразие книжной миниатюры. Наличие античной традиции. Формирование нового типа декорировки кодекса . (Памятники: «Евангелие Оттона III », «Книга евангельских чтений Генриха II»).

Тема 6. Романское искусство. ХI – ХП вв.

Происхождение термина «романский». Формирование в XI–XII вв. первой общеевропейской художественной системы. Утверждение централизованной католической церкви – основного культурно-историческго фактора, способствовавшего формированию единого романского стиля.

Романская архитектура. Формирование основных конструктивных особенностей романского храма, строительные приемы, стилистические черты. Аббатство Клюни и феномен паломничества в Западной Европе. Его влияние на формировании романского зодчества. Развитие церковно-монастырской архитектуры.

Гражданская архитектура. Феодальные замки. Города. Архитектура романского стиля в городах.

Романская скульптура. Ее особенности – преобладание рельефов. Принципы скульптурного декора, сосредоточенного на порталах и в сюжетных капителях. Система расположения рельефов и скульптуры. Тематика рельефов в тимпанах соборов.

Живопись романского периода. Монументальная фресковая живопись.

Миниатюра.

Тема 7.Романское искусство во Франции

Культовая архитектура. Основные архитектурные школы Франции XI– XII вв. Влияние исторического и географического факторов, а также экономического развития провинций на формирование архитектурных школ и их особенностей.

Овернская школа. Характерные особенности – применение для постройки храмов камня местной породы, трудного в обработке; использование во внешнем декоре поясков из медальонов, звезд, крестов; невыразительность западного фасада – низкие башни, отсутствие скульптуры; наоборот, наибольшая выразительность декора восточного фасада храмов.

(Памятники: церковь Сен-Нектэр, базилика Нотр-дам-дю-пор в Клермон-Ферране).

Бургундская школа. Особенности – ясность планировки; четкая обособленность каждого компонента храма. (Памятники: монастырский комплекс Клюни, церковь в Отене, церковь Сент Мадлен в Везле, церковь Паре - Ле - Мониаль).

Нормандская школа. Характерные особенности – нарастание от яруса к ярусу вертикальных членений; пропорции постройки, олицетворяющие суровость и мужественность. (Памятники: церковь св. Стефана, церковь св. Троицы в Кане).

Провансальская романская школа. (Памятники: церковь Сен-Трофим в Арле, церковь аббатства Сен-Жиль).

Школа Пуату. ( Памятники: церковь Нотр-Дам в Пуатье).

Скульптура.Формирование местных школ скульптуры в романский период. (Бургундская школа, школа Лангедока, школы Центральной Франции и др.).

Школа Иль де Франс. Ее роль в процессе формирования пластического искусства Франции в последующий – готический период. (Памятники: скульптуры западного королевского портала церкви в Шартре, портала церкви Сен-Дени).

Монументальная живопись. Влияние византийской живописной системы на развитие монументальной живописи – росписей храмов в Центральной и Восточной Франции.

Складывание самобытных школ монументальной живописи в Западной Франции. (Памятники: росписи в церкви Сен-Савене, Вике, Таване).

Книжная миниатюра.Влияние англо-саксонской книжной традиции на развитие миниатюры в северном и восточном районах Франции. (Памятники: Амьенское Евангелие). Воздействие испанской миниатюры на развитие принципов иллюстративного искусства южных районов Франции. ( Памятники: Апокалипсис из Сен-Севера ).

Декоративно-прикладное искусство.Складывание приемов романского искусства в произведениях декоративно-прикладного искусства.

(Памятники: Ковер из Байе).

Тема 8. Искусство Германии в романский период.

Культовая и светская архитектура романского периода. Специфика формирования храмовой архитектуры германских земель, определяемая особенностями исторического развития в рассматриваемый период (борьба пап и императоров за инвеституру). Особенности: каролингско-оттоновская двойная ориентация церковного здания и многобашенность, отсутствие развитых восточных концов, особое положение скульптуры за счет отсутствия портала.

Формирование архитектурных школ. Рейнская школа – максимально парадное и монументальное воплощение Оттоновский и Ломбардской традиций. (Памятники: Трирский, Майнцский, Шпейерский соборы

Саксонская школа. Памятники: церковь св. Годехарда в Хильдесхайме).

Скульптура.Бронзовое литье. Каменная скульптура.(Памятники: Фигуры апостолов и пророков собора в Бамберге. Распространенность монументальной круглой деревянной скульптуры).

Тема 9. Искусство Англии романского периода.

Церковная архитектура. Ее особенности. (Памятники: соборы Питерборо, Дерхема (Дарема), Или).

Англо-саксонская миниатюра. Винчестер – центр развития книжного искусства и формирования специфических особенностей, свойственных данной школе. (Памятники: «Бенедикционал герцога Девонширского», «Котонианская псалтырь»).

Тема 10. Искусство Италии романского периода.

Культовая архитектура.(Памятники: церковь св. Михаила в Павии, церковь Сан-Амброджо в Милане, комплекс в Пизе (собор, «Падающая башня» и баптистерий), церковь Сан-Миньято аль Монте и баптистерий во Флоренции).

Романская скульптура. Монументальная скульптура и ее основные черты.

( Памятники: композиции мастера Вильгельмуса на фасаде собора в Модене. Мастер Никколо и его работы.

Бенедетто Ангелами – крупнейший скульптор Сев. Италии, его произведения в Парме).

Южноитальянская скульптура. Придворная школа скульптуры императора Фридриха II. Развитие в Италии искусства литья из бронзы. (Памятники: «Двери Сан-Дзено» в Вероне).

Живопись. Так называемая «бенедиктинская школа живописи». (Памятники: росписи Сан-Клименте в Риме; «Страшный суд» в церкви Сан-Анджело). Миниатюра бенедиктинской школы. (Памятники: «Житие св. Бенедикта», «Житие маркграфини Матильды»).

Тема 11.Искусство Испании романского периода.

Церковная архитектура. Собор Сантьяго да Компостелла.

Живопись. Росписи апсид церквей Сант-Мария и Сант-Клименте в Тахуле.

(Памятники рукописного искусства: «Апокалипсис» с комментариями Беатуса).

Скульптура. Связь скульптуры северо-восточных земель Испании с типом скульптур северо-итальянских земель. (Памятники: портал церкви Санта-Мария в Риполе). Пластика северо-западной Испании, ее стилистическая близость к Легендарной школе пластики.(Памятники: скульптура церкви Сан-Доминго де Силос).

Тема 12. Готическое искусство XIII– XV вв.

Термин «готика», его происхождение. Условность термина. Формирование и развитие искусства готики в Западной Европе как искусства периода роста городских коммун. Воздействие идеологии бюргерского сословия на формирование готического стиля: усиление рационалистических и реалистических тенденций. Значение богословских учений рассматриваемого периода (Альберта Великого, Фомы Аквинского и др.) в развитии готического стиля.

Доминирующее развитие в искусстве XIII– XV вв. архитектуры и ее влияние на остальные виды изобразительного искусства. Религиозное и светское искусство.

Архитектура. Формирование принципов готической конструкции и вытекающих из нее форм. Отражение мировоззренческих представлений о мироздании и о судьбах человека в готическом храме. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм. Влияние церковной архитектуры на светское зодчество.

Скульптура. Развитие монументальной скульптуры и ее место в общем облике готического собора.. Преобладающее значение круглой пластики, ее органическая связь с конструкцией храма . Тематика и система размещения композиций (фигур и рельефов). Символика образов. Формирование и развитие, наряду с религиозной тематикой, аллегорических композиций, олицетворяющих свободные искусства, времена года, пороки и добродетели.

Живопись. Специфика данного вида искусства в готике: формирование монументальной живописи в форме витражного искусства: технические и композиционные приемы.

Искусство миниатюры готического периода. Создание с XIII века светских скрипторных мастерских по изготовлению рукописей. Влияние новой среды (городской атмосферы, городских заказчиков, развития светского образования и др.) на искусство миниатюры – усиление в ней реалистических элементов, изменение тематики иллюминаций и характера орнамента.

Тема 13. Искусство Франции готического периода.

Готическая культовая архитектура. Конструктивные приемы и формы готической архитектуры в Северной Франции периода второй пол. XII века.

(Памятники раннеготического стиля: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери). расцвет готической архитектуры в XIII веке строительство городских соборов и светских сооружений. (Памятники: соборы Богоматери в Шартре, в Реймсе, в Амьене; здание суда в Руане).

Развитие гражданской архитектуры во Франции. (Памятники: замки - Куси, Венсенн, Пьерфон. Жилые городские здания - Отель Жака Керра в Бурже, Дворец юстиции в Руане, ратуша в Сен-Кантене).

Культовые постройки XIII–XIV вв. (Памятники: ансамбль Мон Сен-Мишель; Авиньонский папский дворец).

Развитие готической скульптуры. Особенности пластического искусства первой пол. XIII века – простота пластического решения, величавость и одухотворенность образов; усиление реалистических черт и гуманистических тенденций в скульптуре. (Памятники: скульптуры северного портала трансепта Шартрского собора Богоматери; фигуры собора Богоматери в Амьене; скульптура западного портала Реймсского собора).

Монументальная живопись. Витражи. Основные технические и композиционные приемы. Шартрская школа витражного искусства. Особенности витражного искусства XIV века – распространение гризайлей и дублирование стекол витражей.

Миниатюра готическая. Ведущая роль французской миниатюры в развитии западноевропейской иллюминации. Формирование реалистической тенденции и появление новой пространственной концепции в решении сценических композиций. Париж – центр развития книжного искусства в период XIII––XV вв. Зарождение станкового портрета в живописи.

(Памятники: Псалтырь Бланки Кастильской; псалтырь Людовика Святого; «Бельвилльский бревиарий» Жака Пюселя; «Псалтырь герцога Беррийского» мастера Андре Боневе; «Большой часослов герцога Беррийского; «часослов Бусико». Миниатюры «Больших Французских хроник»).

Тема 14. Искусство Германии готического периода.

Готическая архитектура Германии. Собор в Кельне. Зальный тип готического храма и распространение этого типа на юге Германии и в Австрии. (Памятники: церковь св. Елизаветы в Марбурге; церковь св. Стефана в Вене). Развитие «кирпичной готики» на севере Германии. (Памятники: церковь Марии в Пренлоу, церковь в Хорине) .

Развитие готической скульптуры в Германии. Скульптура Бамбергского и Страсбургского соборов. (Памятники: портретные скульптуры в Наумбурге и в Страсбурге).

Немецкая живопись. Живописные школы. Кельнская иконная школа.

Иллюстративные произведения на тему рыцарской поэзии. Памятники: «Рукопись Манессе», «Песни бродячих актеров» и др.

Тема 15. Искусство Англии периода готики.

Архитектура Англии, ее особенности, периодизация. Архитектура XIII века и ее близость готической французской традиции. (Памятники: соборы в Кентербери и в Вестминстерском аббатстве). Своеобразие и оригинальность в развитии готических принципов английской архитектуры в XIII веке . (Памятники: соборы в Солсбери, в Линкольне и др.).Поздняя английская готика, формирование новых декоративных форм. (Памятники: капелла Генриха VIII в Вестминстерском аббатстве; галерея в Глостере; часовня колледжа в Кембридже).

Памятники светской архитектуры в Англии: замок Хемтон-корт; замок Ландфорт; Вестминстерский зал в Лондоне.

Миниатюра. Близость английской миниатюры периода XIII– XV вв. к французским традициям миниатюрного искусства . (Памятники: «Псалтырь королевы Марии»).

Тема 16.Искусство Италии периода готики.

Архитектура готического периода , ее своеобразие.(Памятники: Миланский собор, Флорентийский собор, церковь Санта Кроче, соборы в Сиене и в Орвието).

Развитие гражданской готической архитектуры. (Памятники: Дворец Дожей и Ка д,Оро в Венеции).

Скульптура. Формирование культуры Проторенессанса. Николо и Джованни Пизано – мастера, чье творчество положило начало искусству Возрождения.

Тема 17.Искусство Испании периода готики.

Архитектура. Своеобразие готики: элементы мавританского стиля в испанском зодчестве. (Памятники: соборы в Бургосе и в Севилье).

Гражданская архитектура. (Памятники: ратуша в Барселоне, здание шелковой биржи в Валенсии).

Скульптура. Раннее развитие готических форм в пластике. (Памятники: «Портал Славы» в нартексе церкви Сант Яго де Компостелла (мастер Маттео); влияние французской готики).

Ретабло в испанских храмах. Сочетание в них принципа живописных панно с деревянной раскрашенной скульптурой.

Тема 18. Искусство Чехии периода готики.

Прага – политический и культурный центр развитого средневековья.

Расцвет архитектурной готики в XIII– XV вв. (Памятники: собор св. Витта в Праге, Петер Парлеж и расцвет его творчества; скульптурная мастерская Парлежа).

Искусство миниатюры. (Памятники: «Путеводная книга», «Библия Вацлава IV».).

 

Темы семинарских занятий

ОСОБЕННОСТИ 1. 1.Характеристика периода. 2. Христианские катакомбы II–IV вв. н.э.

Список литературы к семинару 1

1. Дворжак М. Живопись катакомб. Начало христианского искусства. \ М. Дворжак. История искусства как история духа. СПб., 2001

2. Дмитриева Н.А. История искусства. Очерки. От древнейших времен до ХУ1 века. М., 1989

3. Нессельштраус Ц.Г.. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.

4. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Центральной Европе. М., 1981.

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

Одним из сложных периодов для изучения и для анализа памятников изобразительного искусства является период «Раннехристианского искусства», в том числе период формирования катакомбного искусства. Знакомясь с историей развития искусства и с памятниками этого периода, следует понять и усвоить принципы формирования раннехристианского искусства, которые были противоположны и непонятны античности, ищущей во всем наглядности и красоты. Работая над анализом памятников катакомбной живописи и пластики, следует обратить особое внимание на то, что, став средством передачи скрытого смысла событий, катакомбное искусство уходит от декоративности, от стремления к эффектам, от верности натуре.

Для достижения цели в этом виде работы студентам следует усвоить принципы работы с памятниками искусства, в частности, с произведениями катакомбного искусства: составлять для начала внешнее описание того или другого произведения изобразительного искусства, обязательно обращать внимание на знаковость изображений, учиться находить значение различных антропоморфных, анималистических или природных символов, которые не только раскрывают религиозные и литургические взаимосвязи произведения, но и помогают понять воспитательное и духовное значение христианского искусства (используя для этого различные энциклопедические словари, в том числе словари символов, которые прилагаются в списке литературы). Ибо без знания главных евангельских сюжетов разобраться в сущности катакомбного искусства достаточно сложно. Наконец, после освоения и усвоения характера изображений следует пытаться сформулировать то , в чем проявляется гармония, пропорциональность, число, формирующие новый образ, новый идеал.

Одной из сложных задач, которую приходится решать студентам при самостоятельной работе – это работа с памятниками книжного искусства, точнее – постигать искусство средневековой книжной миниатюры. Студентам предстоит работать с понятиями, имеющими отношение к репертуару западноевропейской средневековой книги, к искусству создания книги, к иконографии сюжетов (значительная часть которых принадлежит ветхозаветным, новозаветным и житийным композициям). Очень важно целенаправленно работать со словарем, составлять собственные словари, беря за основу ту или иную типологию, тем самым, расширяя собственное знаточество.

В изучении книжного искусства средневековья студенты должны усвоить этап перехода от свитка к кодексу в период раннего средневековья, понять характер формирования раннехристианского кодекса.

 

ТЕМА 2 . ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО XIII– XV вв.

1. Формирование и развитие искусства готики в Западной Европе как искусства периода роста городских коммун. Воздействие идеологии бюргерского сословия на формирование готического стиля: усиление рационалистических и реалистических тенденций.

2. Происхождение термина «готика», условность его значения.

3. Доминирующее развитие в искусстве XIII– XV вв. архитектуры и ее влияние на остальные виды изобразительного искусства. Религиозное и светское готическое искусство.

4. Формирование принципов готической конструкции и вытекающих из нее форм. Отражение мировоззренческих представлений о мироздании и о судьбах человека в готическом храме.

5. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм

6. Скульптура. Развитие монументальной скульптуры и ее место в общем облике готического собора.

7. Живопись. Специфика данного вида искусства в готике: формирование монументальной живописи в форме витражного искусства: технические и композиционные приемы.

8. Искусство миниатюры готического периода. Создание с XIII века светских скрипторных мастерских. Влияние новой среды на искусство миниатюры – усиление реалистических элементов, изменение тематики иллюминаций и характера орнамента.

 

Список основной и дополнительной литературы

Литературы к семинару 2

2. Бернен С., Бернен Р. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. 1270 – 1700. СПб., 2000 3. Братья Лимбурги. Времена года М., 1974 4. Верман Карл. История искусства всех времен и народов М., 2001

Тематика контрольных работ и методические указания

По их выполнению

2. Описание западного портала церкви Сан-Лазар в Отене. Анализ сюжета «Страшный суд». 3. Миниатюрная живопись Франции Х – XII вв. и романская традиция 4. Романская архитектура: сюжетные капители, специфика романской скульптуры и рельефа (любая школа, любая страна).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

Основной:

1. Всеобщая история архитектуры. Т. II. Кн. 1. М, 1970.

2. История искусства зарубежных стран. Т. 2. М., 1963.

3. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Центральной Европе. М., 1981.

Дополнительной:

1. Аверинцев С.С Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. \ Античность и Византия. М., 1975.

2. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. «Урал», 2000.

3. Бернен С., Бернен Р. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. 1270 – 1700. СПб., 2000.

4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

5. Бодуэн П. Техника фресковой живописи. М., 1938.

6. Братья Лимбурги. Времена года М., 1974.

7. Верман Карл. История искусства всех времен и народов М., 2001.

8. Виолле-Ле-Дюк Э. Э. Беседы об архитектуре. М., 1937.

9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972

10. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.,1980

11. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. М., 1975

12. Данилова И.Е. О категории времени в живописи средних веков и Раннего Возрождения. \ Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976

13. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве 9 – 16 вв. М., 1988

14. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (10 – 14 вв.)

15. Дворжак М. Очерки по искусству средних веков. М., 1934

16. Дворжак М. Живопись катакомб. Начало христианского искусства. \ М. Дворжак. История искусства как история духа. СПб., 2001

17. Дмитриева Н.А. Искусство Западной Европы с древнейших времен до XVI века. М., 1972

18. Декоративно-прикладное искусство от поздней античности до поздней готики. Каталог выставки. Л., 1990

19. Дмитриева Н.А. История искусства. Очерки. От древнейших времен до XVI века. М., 1989

20. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. М., 1987

21. Западноевропейское декоративно-прикладное искусство IX – XVI вв. из собраний Лувра и Клюни. Каталог выставки. М., 1981.

22. Ивлев С.А. Художественная культура средневековья. М., 2001.

23. Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия. М., 2002.

24. Искусство стран и народов мира. ТТ. 1 – 5, М., 1962, 1965, 1971, 1978, 1981.

25. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.

26. Киселева Л. И. О чем рассказывают средневековые рукописи. М. 1978.

27. Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга Х1У – ХУ вв.Л., 1985.

28. Кожин Н.А., Сидоров А.А. Архитектура Средневековья. 1938.

29. Коуэн Г. Дж. Мастера строительного искусства. М., 1982.

30. Крыжановская М.Я. Искусство западного Средневековья. Л., 1963.

31. Лайта Э. Ранняя французская живопись. Изд-во Корвина. 1980.

32. Лясковская О.А. Французская готика XII– XIV вв. М., 1973.

33. Малицкая К.М. Толедо - старая столица Испании. М., 1968.

34. Мартиндейл Э. Готика. 2000.

35. Мески Ж.. Замки. М., 2003.

36. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.

37. Муратова К.М. Мастера французской готики XII– XIII веков. М., 1988.

38. Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350 –1550.

39. Лясковская О.А. Французская готика XIII– XIV вв.М.,1973.

40. Маца И. Архитектура Чехословакии. М., 1959.

41. Мифы народов мира. В 2-х тт. М., 1991, 1993.

42. Недошивин Г. Реймский собор. М., 1980..

43. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л. – М., 1964.

44. Нессельштраус Ц.Г.. Искусство раннего Средневековья. СПб, 2000.

45. Панофский Э. Ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.

46. Панофский Э. IDEA К истории понятия в историях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999.

47. Полевой В.М. Искусство Греции. Средние века. М., 1973.

48. Поп И.И.Архитектура Чехословакии и Моравии 1Х –XVI века. М., 1978.

49. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1960

50. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции XII– XIV вв. М., 1975.

51. Стил Ф. Средневековый замок. М.1993.

52. Соколова Т. Орнамент – почерк эпохи. М., 1973.

53. Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского средневековья. М. 1964.

54. Стародубова В. Братья Лимбурги. Времена года М., 1974.

55. Стерлигов А.Б. «Часовник Этьена Шевалье» и его место в истории французской книжной миниатюры. \ Античность. Средние века. Новое время. М., 1977.

56. Френч Х. История архитектуры. М., 2003.

57. Фулканелли. Тайны готических соборов. М., 1996.

58. Чубова А.П. Искусство Европы 1 – 1У вв. М., 1970.

59. Шуази О. История архитектуры. М., 1937.

60. Эрши А. Живопись интернациональной готики. Будапешт. 1984.

61. Ювалова Е.П. О некоторых интерпретациях ранней и высокой готики в современном искусствознании \ «Современное искусствознание Запада о классическом искусстве». М.,1977.

62. Ювалова Е.П. Королевский портал Шартрского собора. \ «Античность. Средние века. Новое время». М., 1977.

63. Ювалова Е.П. Статуи Наумбургского круга в Мейсенском соборе. \ «Классическое искусство Запада». М., 1973.

64. Ястребицкая А.Л. Западная Европа X–XIII века: эпоха, быт, костюм. М., 1978.

 

Материально-техническое и информационное

Обеспечение дисциплины

При проведении занятий используются:

– проектор;

– ноутбук;

– материалы портала MONSALVAT;

– DVD: «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2004 г.; «Иллюстрированная библейская энциклопедия», Direct MEDIA, 2004 г, «Светские и духовные властители Европы», 2005 г., «Шедевры мировой живописи», Direct MEDIA, 2004 г.; «Средневековая архитектура Франции», Astramedia, 2007 г.; «Средневековая миниатюра», Астрамедиа, 2006.

Методические указания студентам

Приступая к составлению индивидуального плана по структуре самостоятельной работы, студент должен определить последовательность и сроки изучения… Самостоятельная работа с книгой.Самостоятельная работа студента складывается… Вопросы, которые освещаются в основной литературе, как правило, включаются в экзаменационные билеты.

Тема 1. Каролингское Возрождение

2. Архитектура Каролингского времени – базилики, монастырские комплексы. Использование классического наследия в памятниках архитектуры.… 3. Развитие книжного искусства. Использование комплекса разнообразных цитат:… Разнообразие школ.

Тема 4. Романское искусство Франции

2.Овернская школа . Характерные черты. (Памятники: церковь Сен-Нектэр, базилика Нотр-дам-дю-пор в Клермон-Ферране). 3.Бургундская школа. Особенности – ясность планировки; четкая обособленность… 4.Нормандская школа и ее особенности – нарастание вертикальных членений; пропорции постройки, олицетворяющие суровость…

Тема 5. Искусство Германии и Англии в романский период

2.Культовая и светская архитектура романского периода. Особенности: каролингско-оттоновская двойная ориентация церковного здания и многобашенность,… 3.Формирование архитектурных школ 4. Скульптура.Бронзовое литье. Каменная скульптура.

Тема 6. Искусство Испании и Италии в романский период

2.Романская скульптура. Монументальная скульптура и ее основные черты. Памятники: композиции мастера Вильгельмуса на фасаде собора в Модене. Мастер… 3.Живопись – так называемая «бенедиктинская школа живописи».(Памятники: росписи Сан-Клименте в Риме; «Страшный суд» в…

Тема 7. Готическое искусство Западной Европы

2.Религиозное и светское искусство. Архитектура. Формирование принципов готической конструкции и вытекающих из нее форм 3. Отражение мировоззренческих представлений о мироздании и о судьбах человека… 4. Скульптура: формирование монументальной живописи в форме витражного искусства: технические и композиционные…

Тема 8. Готика Франции

(Памятники раннеготического стиля: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери.) 2.Расцвет готической архитектуры в XIII веке - строительство городских соборов… 3.Развитие гражданской архитектуры во Франции. (Памятники: замки - Куси, Венсенн, Пьерфон. Жилые городские здания -…

Тема 9.Искусство Германии готического периода

2. Развитие «кирпичной готики» на севере Германии. (Памятники: церковь 3. Развитие готической скульптуры в Германии. Скульптура Бамбергского и… 4.Немецкая живопись. Живописные школы. Кельнская иконная школа. Иллюстративные произведения на тему рыцарской поэзии. (Памятники: «Рукопись Манессе», «Песни бродячих актеров» и…

Тема 10. Искусство Англии периода готики

2. Своеобразие и оригинальность в развитии готических принципов английской архитектуры в ХШ веке . (Памятники: соборы в Солсбери, в Линкольне и… 3.Поздняя английская готика, формирование новых декоративных форм. (Памятники: капелла Генриха УШ в Вестминстерском аббатстве; галерея в Глостере; часовня колледжа в Кембридже.)

Тема 11. Искусство Италии периода готики

2.Развитие гражданской готической архитектуры. (Памятники: Дворец Дожей и Ка д,Оро в Венеции). 3.Скульптура. Формирование культуры Проторенессанса. Николо и Джованни Пизано… Список литературы:

Тема 12.Искусство Испании и Чехии периода готики

2.Гражданская архитектура. (Памятники: ратуша в Барселоне, здание шелковой биржи в Валенсии). 3.Скульптура. Раннее развитие готических форм в пластике Испании.(Памятники:… 4.Прага – политический и культурный центр развитого Средневековья.

Методические советы студентам при изучении вопросов, вынесенных на самостоятельную работу

Следует усвоить не только причины расширения строительной практики в Западной Европе в период Х – ХII вв., в частности, расширение церковного… Студентам следует особое внимание уделить на то, как при типовом единстве,… При изучении темы «Готическое искусство Западной Европы» задачи, стоящие перед студентами при самостоятельной работе,…

Методические рекомендации преподавателям

–изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; –логичность, четкость и ясность в изложении материала; –возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Тематика контрольных работ

2. Описание западного портала церкви Сан-Лазар в Отене. Анализ сюжета «Страшный суд» 3. Миниатюрная живопись Франции Х – ХII вв. и романская традиция 4. Романская архитектура: сюжетные капители, специфика романской скульптуры и рельефа (любая школа, любая страна)

Вариант 1

1. В периодизации искусства западноевропейского Средневековья

период IV– Xвв. - это

А . Дороманский период

Б. Романский период

В. Готический период

2. Искусствухристианских катакомб Раннего Средневековья свойственно

А . Использование символических знаков, сюжетных мотивов и рельефных изображений

Б. Использование только сюжетных композиций

В. Использование только символических знаков

 

3. Мавзолей Теодориха Великого в Равенне - это памятник

А. Варварского искусства

Б. Романского искусства

В. Памятник античного периода

 

4.Дворцовая капелла в Аахене в качестве памятника искусства несет в себе черты

А. Каролингского Возрождения

Б. Раннесредневекового искусства

В. Романского направления

 

5. Привести в соответствие архитектурные термины и художественные направления

А. Каркасная конструкция 1. Романское зодчество

Б. Мощные стены с узкими окнами 2. Готика

В. Вимперг 3. Романское зодчество

Г. Четкие геометрические объёмы 4. Готика

Д. Витражная живопись 5 Готика

6. Родиной готического искусства является

А. Франция

Б. Англия
В. Германия

 

7. Так называемая «пламенеющая готика» свойственна соборам на территории

А. Германии

Б. Испании

В. Италии

 

8.Двойная ориентация церковного здания, особое положение скульптуры за счет отсутствия западного портала в романской архитектуре характеризует

А.Германские земли

Б. Архитектуру романского периода Англии

В. Культовое зодчество Испании

 

9.Тематика и система расположения композиций ( скульптурных и живописных) в культовом зодчестве Средневековья создавались :

А. В соответствии со строгими правилами христианской церкви

Б. Могли быть произвольными, свободными

10. Установить хронологическую последовательность создания памятников изобразительного искусства

А Миланский собор

Б. Мавзолей Теодориха в Равенне

В. Аббатство Мон Мишель

 

Вариант 2

1. В периодизации искусства западноевропейского Средневековья период

X – XII вв. – это

А. Готический период

Б. Романский период

В. Дороманский период

 

2. Родиной готического искусства является

А. Англия
Б. Франция

В. Германия

3. Мавзолей Теодориха Великого в Равенне - это памятник

А. Варварского искусства

Б. Романского искусства

В. Памятник античного периода

 

4. Собор в Аахене как памятник культового зодчества относится к

А. Раннесредневековому искусству

Б. Каролингскому Возрождению

В. Романскому направлению

 

5. Тематика и система расположения композиций ( скульптурных и живописных) в культовом зодчестве Средневековья создавались :

А. Могло быть произвольным, свободным

Б. В соответствии со строгими правилами христианской церкви

 

6. Искусствухристианских катакомб Раннего Средневековья свойственно

А . Использование символических знаков, сюжетных мотивов и рельефных изображений

Б. Использование только сюжетных композиций

В. Использование только символических знаков

 

7. Так называемая «пламенеющая готика» свойственна соборам на территории

А. Испании

Б. Германии

В. Франции

 

8. Живописные композиции в готической культовой архитектуре выполняются в виде

А. Фреской живописи
В.Витражной живописи

Б. Иконописи

 

9. Привести в соответствие архитектурные термины и художественные направления

А. Контрфорсы 1. Романское зодчество

Б. Мощные стены с узкими окнами 2. Готика

В. «Крабы» 3. Романское зодчество

Г. Четкие геометрические объёмы 4. Готика

10. установить хронологическую последовательность создания памятников изобразительного искусства

А. Собор Нотр Дам де Пари

Б. Мавзолей Теодориха в Равенне

В. Архитектурный комплекс в Пизе - собор, «Падающая башня», баптистерий

 

Вариант № 3

1. В периодизации искусства западноевропейского Средневековья период X– XII вв. – это

А. Дороманский период

Б. Романский период

В. Готический период

 

2. Родиной готического искусства является

А. Испания

Б. Англия
В. Франция

 

3. Памятникам варварского искусства свойственно

А. Использование только символических христианских знаков

Б. Использование только декоративного орнамента в виде «звериного стиля»

В. Использование декоративной плетенки, христианских символических знаков, орнамента в виде «звериного стиля»

 

4. Так называемая «пламенеющая готика» характерна для соборов на территории

А. Испании

Б. Англии

В. Германии

 

5. Привести в соответствие архитектурные термины и художественные направления

А. Контрфорсы 1. Романское зодчество

Б. Мощные стены с узкими окнами 2. Готика

В. Витражи 3. Романское зодчество

Г. Четкие геометрические объёмы 4. Готика

 

6. Искусству христианских катакомб Раннего Средневековья свойственно

А Использование только символических знаков

Б. Использование только сюжетных композиций

В. Использование символических знаков, сюжетных мотивов и рельефных изображений

7. Дворцовая капелла в Аахене в качестве памятника искусства несет в себе черты

А. Каролингского Возрождения

Б. Раннесредневекового искусства

В. Романского направления

 

8. Живописные композиции в готической культовой архитектуре выполняются в виде

А. Фреской живописи
В. Иконописи

Б. Витражной живописи

 

9.Тематика и система расположения композиций ( скульптурных и живописных) в культовом зодчестве Средневековья создавались :

А. Могло быть произвольным, свободным

Б. В соответствии со строгими правилами христианской церкви

 

10. установить хронологическую последовательность создания памятников изобразительного искусства

А Собор в Солсбери

Б. Надвратная церковь и Ворота в Лорше

В. Церковь св. Трофима в Арле

– Конец работы –

Используемые теги: Западноевропейское, искусство, средних, веков0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая
Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

Программа курса История Западноевропейского искусства Средних веков. Раздел 1
Абраменко Н М... Раздел Понятие Средние века Историческая эволюция восприятия и отношения к искусству Средних веков в культурах Ренессанса и Нового времени Статус...

Искусство Германии 17-18 веков
При этом лишь условно можно было бы рассматривать XVII век как время перехода от Возрож¬дения к Просвещению, хотя он дей¬ствительно многое… В целом XVII век — совершенно самостоя¬тельная фаза в развитии мировой… Не все искусст¬ва пережили столь блестящий рас¬цвет в XVII веке; так, декоративная скульптура явно имела больше…

ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе… Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала… У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество. Символ не…

Европейское искусство XIX века
С другой стороны, провозглашённые якобинцами идеалы Свободы, Равенства и Братства захлебнулись в волнах невинной крови. Ни монархам, ни… Художница посещает Германию, Австрию, Россию, и везде в память о себе… Томные головки, подернутые влагой глаза всё это свидетельствует о стилистике сентиментализма. Новые тенденции в…

Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" в "Горе от ума"
Проблема взаимопонимания века нынешнего и века минувшего была актуальна для времени создания Грибоедовымкомедии Горе от ума , актуальна она и в наши… Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московскогодворянина,… Это убежденныйкрепостник, яростный противник просвещения. Собрать все книги бы дасжечь восклицает он. Чацкий же,…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Зарубежное искусство второй половины ХХ века
В мире вновь началось противостояние с безудержной гонкой вооружения, теперь уже ядерного. Образ врага проникал в общественное сознание людей,… После войны на освобожденной Советской Армией Территории Европы образовалось… Последним кто поддался этому влиянию был СССР, но и то до последнего времени новые икания художников в 60-70, 80-х гг.…

Религиозная философия средних веков
Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наиболее, зага¬дочными. Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих… Столь же древни взгляды о том, что мудрость сопрягается со знанием и жизнью,… Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия…

Лекция 1. "История зарубежной лит-ры средних веков и возрождения" Смирнов, Макуйский
quot История зарубежной лит ры средних веков и возрождения quot Смирнов... Общая характеристика лит ры средневековья Средние века начинаются в...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русская литература и искусство в 18 веке Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя,… Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была уверенность в… Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение…
  • История Средних веков На сайте allrefs.net читайте: "История Средних веков". Автор: В. В. Карева.
  • Русское искусство Вторая половина XIX века Имена художников Саврасова, Перова, Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Врубеля поль¬зовались не меньшей славой. Эти высокие достижения обеспечили… Это было время серьезных политических и экономических преобразо¬ваний в… Царь под давлением растущего возмущения народа решил, что лучше осво¬бодить крестьян сверху, чем ждать, когда они…
  • Искусство в XIII веке в Италии_ 8 Введение... Сан Джиминяно город застывший в прошлом... Искусство в XIII веке в Италии XII век наивысший расцвет средневекового искусства Италии...
  • Искусство каменного и бронзового веков Андроновская культура (XVIII—XII вв. до н.э.) является культурой племен, обитавших на территории Казахстана, Сибири и Центральной Азии.… Каменный век охватывает более 2 млн. лет и делится на три периода: палеолит,… Это были изображения лошадей, бизонов, людей во время охоты. Сделанные из кости предметы: фигуры человека, особенно…