Литературы к семинару 2

1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. «Урал», 2000

2. Бернен С., Бернен Р. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. 1270 – 1700. СПб., 2000

3. Братья Лимбурги. Времена года М., 1974

4. Верман Карл. История искусства всех времен и народов М., 2001

5. Дворжак М. Живопись катакомб. Начало христианского искусства. \ М. Дворжак. История искусства как история духа. СПб., 2001

6. Дмитриева Н.А. Искусство Западной Европы с древнейших времен до 16 века. М., 1972

7. , 1971, 1978, 1981

8. История искусства зарубежных стран. Т. 2. М., 1963

9. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989

10. Кожин Н.А., Сидоров А.А. Архитектура Средневековья. 1938

11. Коуэн Г. Дж. Мастера строительного искусства. М., 1982

12. Лайта Э. Ранняя французская живопись. Изд-во Корвина. 1980

13. Лясковская О.А. Французская готика XII– XV вв. М., 1973

14. Малицкая К.М. Толедо - старая столица Испании. М., 1968

15. Мартиндейл Э. Готика. 2000

16. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982

17. Муратова К.М. Мастера французской готики XII– XIII веков. М., 1988

18. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. ТТ. 1 – 2. М., 1956, 1959

19. Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350 –1550.

20. Лясковская О.А. Французская готика XII– XIV вв.М.,1973

21. Маца И. Архитектура Чехословакии. М., 1959

22. Мифы народов мира. В 2-х тт. М., 1991, 1993

23. Недошивин Г. Реймский собор. М., 1980

24. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л. – М., 1964

25. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции XIII– XIV вв. М., 1975

26. Соколова Т. Орнамент – почерк эпохи. М., 1973

27. Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского средневековья. М. 1964

28. Стародубова В. Братья Лимбурги. Времена года М., 1974

29. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Центральной Европе. М., 1981

30. Френч Х. История архитектуры. М., 2003

31. Фулканелли. Тайны готических соборов. М., 1996

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию № 2:

При изучении темы «Готическое искусство Западной Европы» задачи, стоящие перед студентами при самостоятельной работе, усложняются.

Предстоит разобраться в непростой проблеме: во все времена архитектор оперирует своим обычным профессиональным "словарем" - архитектоника, мера, пропорция, ритм и масштаб; но именно в готике отразились кардинальные изменения, происшедшие в формировании «образа мира» средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система и сводчатые конструкции готической архитектуры позволили создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Не следует забывать, что наряду с культовой готикой развивалась и гражданское готическое зодчество (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

Кроме того, важно разобраться в принципах, свойственных средневековому градостроительству.

Знакомясь со всеми видами готического искусства - собором, скульптурой, витражами, живописными и резными алтарями, миниатюрами, декоративными изделиями - надо понять и усвоить, что в готике символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, острыми переживаниями; расширяется интерес к окружающему миру, природе, выявляется богатству переживаний.