рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МЕЗОЛИТ НА ТЕРРИТОРИИ ВЯТСКОГО КРАЯ.

МЕЗОЛИТ НА ТЕРРИТОРИИ ВЯТСКОГО КРАЯ. - раздел Образование, АРХЕОЛОГИЯ ВЯТСКО-КАМСКОГО РЕГИОНА 8-6 Тысячелетие До Нашей Эры. Человек Мог Обитать В Бассейне Реки Вя...

8-6 тысячелетие до нашей эры.

Человек мог обитать в бассейне реки вятки и еще раньше – в эпоху верхнего палеолита. Правда памятников то не нашли. Но подобные памятники обнаружены на территории Башкирии Перми Татарстана мари-Эл в бассейне реки Печеры. То есть расселяясь с юга на север мимо пройти столь прекрасных мест не мог. Но видимо так скрытно шел этот человек что следочков то пока не нашли. Но они скорее всего полюбому есть. Часто встречаются остатки мамонтов северных олегов лошадей которые подвергались нападению человека в этот как раз палеолит. И кости то не простые а со следами насильственного разделывания. И есть же еще кроме того в бассейне то вятки большие большие залежи кремния так что ну вообщем более удачных мест для человека палеолита просто не придумаешь. Да и климат то замечательный тоже был (ну для тех условий). В 1991 специально искали следов палеолитического человека но правда там видно он еще скрытнее прошел и ничего опять не нашли. А потом и деньги на такую хуйню давать перестали. Правда вот андрей леонидович очень уверен что все таки этого человека найдут, но как было сказано позднее скорее всего если найдут то чисто случайно.

Поэтому будем начинать с мезолита.

Начало мезолита происходит ГЛОБААЛЬНОЕ потепление и РЕЗВОЕ таяние ледника. Ледник отступает реки там наполняются и определенное влияние оказывается на рельеф. Леднику когда он наступал видимо было скучно и он с собой какие то камни большие тащил. И собственно по натащил тут хрени всякой. В общем ледник молодец, он таял и изменил все. И климат и воду и рельеф и кроме того жизнь людей. Мамонт вымер и бизон и лошадь и носорог (все первобытные). (а еще говорят что человек убил их, нефига). Меняется и растительность. Елочки растут и листво широкие леса. Если раньше на мамонта лошадь носорога (первобытных) ловили толпой (ну как говорится толпой отпиздим даже льва) то теперь появляются современные животные – зайчики, волчики, лоси и начинают их ловить индивидуально или группами по не много человек с луком и стрелами. Ему можно было с большого расстояния сделать дабел килл (ну если проще убийство) и тем самым получить во первых много очков опыта, да и страшно вблизи то на зайца нападать например. Кроме того завербовали собачек. А толпой то все таки ходили на охоту но уж как то редко. Стали еще в промышленных масштабах ловить рыбу так как воды много да и рыбу еще тогда динамитом то не ловили слава богу а вот сети то уже начали использовать (браконьеры первобытные). И сети то были крупные так как мелкую то рыбу ловить не охото. Ловили еще и ловушками гарпунами ну в общем спортивный интерес то уже к рыбалке проявлялся. Сделали долбленый чел и потом так подумали давай ка еще и весла сделаем. и тут снова выходит на арену ледник и оказывается изменил течение вятки и Камы так как раньше то текли на север а ледник их не пустил. Собирали люди и траву делали ступы и пестики для терки зерен. Стали варить еду но глиняной посуды то нет. Соответственно имели наверно деревянную посуду. Но в деревянной то посуде по моему мнению не сваришь клали камни из костра в корыто наливают туда воду с зерном и доводят воду до кипения. Ну а то что водичка не очень чистая то это фигня. Складывается сезонно оседлый образ жизни. Был характерен подвижный образ жизни след за животными например. Использовали различные ресурсы и в течение года посещали постоянные места где созревал определенный вид растений или появлялись животные. В это время на отдельных поселениях жили до 30 человек. Характерны для мезолита стоянки и поэтому хабора то для последующих потомков ну уж очень мало. Были и базовые лагеря и стоянки мастерские у выходов каменного сырья. Поселения устраивались главным образом по берегам рек и были не велики по размерам. Кроме того начинает проявляться процесс не равномерности исторического развития. Одни жили в нормальных условиях где все хорошо и травушка и рыбка селедочка и животные а вот другие жили в полной жопе где еще и холодно (как сегодня 13.03.2012). еще и камень то фиг найдешь. В это время хронологии различных периодов могли начинаться в разные время. А вот теперь самое интересное мезолит вятки.

Памятники как и везде на реках как на больших так и на меленьких и не маленьких притоках – кильмезь, пижма, молома, быстрица, лобань какая то. Поселения на краю высоких террас на мысах или на песчаных дюнах. Как же образовывались речные террасы? Идет долго сразу надо сказать. Там виновата луна которая притягивает там и с одной стороны подмывает берег. Течет река и сама того не ведая углубляет свое русло и вот так в общем и образуются террасы. Наиболее древние поселения людей находятся на самом верху этих террас. Площадь поселений в не велика 400-600 кв. м. культурный слой там около 20-40 см. в жилищах 70-более см. большая часть жилищ – квадратные полуземлянки со столбовой конструкцией стен в грунте на 25-70 см. размеры жилищ – 25-40 кв.м. зимой там жило от 7 до 13 человек (как вьетнамское общежитие). А летом всех левых жителей выгоняли нахер в легкие шалаши. Ну иногда конечно были жилища большего поселения. Отапливались очагами кострищами. И были где попало – в центре с боку у стены на потолке под кроватью в общем где хотели там и делали. Отапливали костями животных и дровами. В жилищах были не большие выгребные ой извините хозяйственные ямы. И там были кости животных и кремниевые орудия. (вот если бы это в выгребных нашли прикольнее было бы). Вход был в углу или стене обращенный к реке. Пол к входу был наклонен слегка и имел ступени. Наземная конструкция могла быть выполнена из наклонных столбов типа шатра. Сырье на всех вятских памятниках близко по составу – оно кремниевое. И скорее всего оно из месторождений на реке вятке – пример чирковское месторождение. Использовали и мелкую речную гальку. Преобладала микролитическая технология обработки камня. В большого камня скалывали маленькие каменюги и получались микролиты причем таких забавных форм – сектора, сегмента, параллелограмма, треугольника и т.д. и полом эти произведения искусства в определенном порядке вставляли в другие орудия - например нож или серп. А самый дикий плюс в том что если эта маленькая каменюга сломается то ее же можно заменить и тем самым экономить сырье время и силы и потратить их на что нибудь другое. (а вот скалывали камень вот камнем и по пальцам наверно прилетало … больно же наверно так). Многочисленными являются микро пластины пластинки и использовали их как вкладыши. Отщепы использовались редко. Каков же был ассортимент продукции – резцы скребки сверла (ммм круто) и так же каменные топоры тесла и рубили этими топорами деревья лиственноширокие и елочки. Из камня делали даже каменные скульптурные изображения рыб (интересно, были ли приколисты какие нибудь и изобразить например что нибудь более экзотическое но об этом никто ничего не сказал). Мало было стрел. Специально их не делали. На поселениях найдены кости лося бобра кабана медведя северный олег косуля и домашней собаки (зайчиков не нашли почему то). Но кости то тоже не часто найдешь так как кости то сжигали хитрые первобытные люди. Ну охотились как и все луком и стрелами. Но остатки луков не нашлись а вот в коми то нашли (но Андрей Леонидович не теряет оптимизма на эту тему). Луки делали из елочек сосенок и других деревьев. Луки были простыми, просто из дерева. Люди гоняли на лыжах и санках и нартах. Ловили рыбу и об этом говорят и как кости рыб так и изображения рыб. Развивалось и собирательство. Вот была еще и духовная жизнь. Была очень сложная. Ну да, интернета же не было и вот поэтому занимались анимизмом (не путать с онанизмом! Хооотя и он наверно был) погребальный культ семейные какие то верования и прочее. Появились уже крупные могильники и там хоронили всех но в кировской области опять не нашли (но Андрей Леонидович вновь полон надежд на эту тему). А вот находки кремниевых рыбок могут говорить о том что они использовались в магии для большего успеха рыбной ловли. Развивалась космогоническая мифология предполагается что сформировался миф о возникновении мира где главная роль была у птицы. Эта штука так то много у кого распространена. И птица плавает плавает такая и что то думает «а что это я плаваю то все время?» и хоб так на дно и от туда землю достала и все стало у нее хорошо. Причем много где эта супер птица изображается и финно-угров. А мир был уже у них 3-х ярусный. Верхний, земной, подземный-подводный.

 

Вот я что то не много видимо упустил тут про пещеру заговорили – камень – гороватый вроде. В ней есть особенность. Туда нельзя попасть не сверху не снизу без снаряжения. Похожа на рожу. В ней нашли много наконечников стрел. Около 18 тысяч. Там еще и кости и кремниевые изделия и монеты средневековья. И смысл ее как культовый комплекс. И приносили туда жертву. Привязывали к стреле какой нибудь уникальный музейный экспонат и посылали туда в пещеру. Если связать население с жителями других регионов то мезолит бассейна вятки представляет локальный вариант приуральской мезолитической культурной общности. Много черт связанные с материальной культурой. Но памятники близки и с памятниками Зауралья (да нихуя себе) это сходство является не сомненно существованием уральской этнической общности.

НЕОЛИТ В БАССЕЙНЕ РЕКИ ВЯТКИ. – 5-3 тысячелетие до н.э.

Леонидыч думает что мы знаем про неолетическую революцию но мы то не знаем ну тогда он сказал что перешел переход от присвающего хозяйства к производящему. Дело было так. Толчком становится нарушение равновесия экологической системы которая выразилась в кризисе системы жизнеобеспечения. В мезолите было много что поесть – рыбка птички водоплавающие (страусы) и т.д. но людей то все больше они размножаются быстро так как делать нечего больше и соответственно корм то искать приходится на меньших территориях. Вариант был что часть людей можно заморить голодом что в принципе не плохой вариант так как вымерли бы нигеры таджики и цыгане например но люди гуманные по своей натуре были и решили что лучше мы будем другое хозяйство проповедовать. В классическом виде эта революция была в южной субтропической зоне. В лесу было все через жопу как в кировской области. Критерием может быть появление глиняной посуды и новые инновации в обработке камушков. Появление отраслей производящего хозяйства было очагами в плодородном полумесяце. Туда входят Египет юго западная Азия побережье персидского залива Китай и центральная Америка. Причинами может быть – курортный климат и животные могли быть одомашнены – растения – на ближнем востоке и северной Африке росли пшеница горох чечевица ячмень. В Китае просо рис соя (для колбасы). В Америке – кукуруза фасоль и тыква. Человеки долго собирали и много узнали о растениях что лучше есть кого нельзя есть от чего торкает в голову и лучше это не есть. Давно замечено что одни и теже растения растут в одном месте и значит можно придти на следующий год и снова там найти траву которую унес в прошлом году. потом он такой несет несет и как типичные русские распиздяи потерял или рассыпал и потом такой видит что хоб а там травушка то ближе растет. Приручил кошку козу и овцу быка и свинью несколько позже. Для того чтобы были живые консервы. На охоте бывало что убивал медведя и остались медвежата а медведь то большой есть можно долго и медвежат то можно не убивать и посадить в мешок и принести домой и кормить а потом тоже сожрать. Потом выяснили что медведя то фиг приручишь а лучше козу какую нибудь. Таким образом и происходит переход. Революция приводит к возникновению оседло. Именно в этих центрах оседлости и производящего хозяйства возникают города и первые государства. Бывали ситуации когда в рамках перехода этого некоторые коллективы (нигеры) поставлены на грань выживания. Засуха пришла и все. Как было дело в лесу. Перехода к производящему хозяйству в неолите тут не происходит. Формируется комплексное хозяйство из охоты собирательства и рыболовства. Не одна из областей не финансировалась по остаточному принципу. Все развивалось равномерно. Но рыбу то ловили больше и в неолите благодаря рыболовству именно население переходит к оседлому образу жизни. (рыба то ведь из реки не убежит как например зверьки всякие зайчики). Кризис хозяйства приходится на конец неолита – людей много корма мало и надо что то менять. Переход происходит в энеолите и даже в бронзу. Важную роль играют заимствования (ну думать то некогда лучше спиздить технологии). Например спиздить козу или растения но при этом и животных говорят что одомашнили кабана (я б на это посмотрел вот он ёбуша то выписывал поди им по первости). А вот чукчам все нравилось и им было пох на там революцию какую то и они ловили там рыбу мочили животных и все у них было ХОРОШО. Да и логично так то поди ка у чукчей хлеб вырасти да заебешся. Кто то развивается быстро а кому то это и не надо.

Особенности неолита – появилась керамика – надоело например суп из ладошек есть. Первый искусственный материал полученный человеком так же как и резина вазелин. В керамику порой добавляли траву чтобы не трескалась толченую раклвину и даже навоз (но наверно не очень было есть из посуды то из навоза).

Искали значит источник глину добавляли воду навоз и оставляли в темном месте так как попадание прямых солнечных лучей уменьшало срок хранения подобного месева да и от детей беречь надо было. Потом делали сосуд – из целого куска глины – был дикий минус нельзя было слепить сосуд с высокими стенками. Второй – спирально-ленточный – сначала делали дно а потом как бы из каких то глиняных колбасок по спирали лепили и заглаживали поверхность (утюгом). Потом даже могли и орнамент нанести и потом обжигали на костре и он так сказать был не очень хорош но всем похуй было сломается дак новый вылепим. Глины благо много. Для чего делали орнамент?

- во первых красиво

- во вторых магия – типа молоко там дольше сохранится. Но могли и шифровки делать в таким виде чтоб американцы не догадались. Кроме того керамику сделал человек и орнамент значил что это сделал человек и именно определенной группы а если кто нибудь тронет или разобьет а еще не дай бог спиздит то такой пизды получит что просто ужас.

(-делать нехуй по вечерам).

В керамике можно готовить корм хранить заначки в том числе зерно. Посуда была большой и порой туда тоже камушки то бросали горячие как и раньше ни ниче не меняется ведь. Горшки были полуяйцевидные или остродонные. Мудаки какие то блин. Чтобы удобнее ставить в костер и типа с плоским дном в костре с камнями не устоит но ведь камни то раздвинуть можно было.

Изобрели прядение и ткачество. Или из шерсти с задней части пушистой козы или кабана или из растений – конопля крапива. Это было удобнее чем шкуры с жопы северных олегов например да и красиво во первых и совсем не холодно. Догадались так как были орудия для ткачества и керамика – заглаживали то тканью или щепкой.

Еще одно нововведение – изменение техники обработки камня. В начале эпохи сохраняется пластинчатая техника обработки камня. Но затем распространяется техника двусторонней обработки камня то есть – отщепы обрабатывались со всех сторон. Можно было использовать любые отщепы и опять же экономило сырье и делало орудие супер современным. Пилили сверлили и шлифовали камень. Связано с кризисом сырья. Камень на планете резко заканчивался. Начинают другие камни в оборот пускать – сланец например еще а не только кремний. Даже из малахита и яшмы. Так же появляются шахты и штольни для добычи кремния а соответственно шахтеры и штоляры.

Развитие обмена – получить то на что самому толку не хватало. Из за не равномерности развития территорий и разного уровня интеллекта.

Крупные долговременные поселения – так как производящее хозяйство началось.

Специфика в бассейне реки вятки.

Памятники неолита распространены на всей территории бассейна. Так же где были мезолитические поселения как на крупных реках так и притоках. Неолит вырастал в некоторых случаях на мезолитических поселениях что говорит о том что неолит вырастал на местной основе. Обычно располагаются в устьях мелких рек что было обусловлено хозяйством. Либо на низких террасах или в поймах рек что отличает их от мезолитических поселений – мезолитические были или на высоких или на самом коренном берегу. Площадь поселений колеблется от 400 до 1600 квадратных метров. Выделяется несколько типов поселений.

- многослойные долговременные поселения с остатками нескольких жилищ и хозяйственных сооружений.

- постоянно обитаемые поселения со следами не менее 2-х жилищ.

- стоянки с одним жилищем.

Первый тип является базовым стойбищем последнее же это поселение временное своеобразное поселение охотников.

Выделяется несколько типов жилишь

- наземные жилища со слегка выровненным полом. Они поставлены на уровне земли

- слегка углубленные жилища – 25-40 см.

- жилища значительно опущенные в материк на 90-100 см. могли быть квадратными прямоугольными сооружениями или могли иметь округлую форму. Все постройки имели определенный каркас. Извесны жилища с 4-х скатной крышей односкатной 2-х скатной одно скатной и коническая крыша. Имеется много общих черт у жилищ неолитических с мезолитическими.

1. заглубленность в грунт.

2. Однокамерность – комнат не было.

3. квадратный или прямоугольный план.

4. бревенчатые стены.

5. наличие простых очагов.

6. наличие выходов в виде уступа или коридора.

Размеры были больше и домостроительство шагнуло вперед уже. Так же продолжалось развитие технологий обработки кремния и для изготовления орудий использовался кремень и применялась разноцветная речная галька. Характерно одинаковое соотношение орудий на пластинах и на отщепах. Бесчерешковые листовидные наконечники стрел на пластинах далее треугольные черешковые наконечники стрел проколки скребки крестовидные наконечники копий. Встречаются кремниевые ножи и комбинированные орудия. Встречаются тесла и шлифованные топоры. При этом кремниевый инвентарь эпохи неолита близок к изделиям нижнего прикамья и среднего Поволжья. Довольно многочисленными были орудия для охоты. Наконечники копий и дротиков стали более разнообразны. Совершенствуются и скребки для обработки шкур – 10 типов. Разнообразными были ножи всего их было 15 типов. Ножи могли делать и костяные все это говорит о том что охота становилась более сложной. Появилась керамика. Большинство сосудов вятки имеют полуяйцевидную форму, округлую или приостренное дно и слегка закрытую горловину. Характерны тонкие стенки сосудов - около 1 см. изготовлена методом спирально-ленточным. Использовали шамут песок использовали как примеси. Шамут – дробленая керамика. Дресва – дробленый гранит. Потом заглаживали либо травой либо штампом – гребенчатым. По типу орнаментации глиняная посуда вятского бассейна подразделяется на 5 видов. Гребенчатая керамика – керамика на стенки которой наносился орнамент гребенчатого штампа, гребенчато-ямочная – кроме оттисков гребенчатых наносились ямки палочкой, ямочная керамика – орнамент в виде ямок могли покрывать всю поверхность сосуда, накольчато-прочерченная керамика – могли быть черточки наколы, тонко гребенчатая керамика по типу насечки – на стенки сосудов наносились своеобразные насечки. Уже с эпохи неолита по типу посуды отличают представителей одного коллектива от другого. Гребенчатая керамика связана с прикамьем и относят к камской неолитической культуре. В бассейне вятки располагался камский вариант неолитической культуры. Была оставлена финноуграми. Гребенчато-ямочная – территория среднего Поволжья. С территории Поволжья перемещается в направлении вятского бассейна. Носителей относят к финскому этносу. Посуда с накольчатой орнаментацией связывается с населением реки дон. Основу населения бассейна реки вятки в неолите составляли носители гребенчатой орнаментации керамики истоки культуры которых уходят в местный мезолит. Уже в развитом неолите ощущается опосредованное воздействие на эти группы населения Поволжья что проявилось в появлении на вятке гребенчато-ямочной керамики. В развитом неолите наблюдается проникновение в местную среду лесостепного населения. Оно приносит сюда керамику с накольчато-прочерченной орнаментацией. На неолетических поселениях вятки обнаружены и глиняные пряслица обломок грузила и обломок глиняной фигурки животного.

ХОЗЯЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ В НЕОЛИТЕ

Складывалось из охоты собирательства и рыболовства. Охотились луком и стрелами копьями и дротиками. Основными промысловыми животными были лось и северный олень. Восстановлено по находкам костей на поселениях. 2 раза в год переселялись из Приуралья в Зауралье и обратно снега было в Приаралье больше чем за Уралом вот туда и ходили и используя это устраивали ловушки и засады. Для обеспечения удач в охоте люди разрабатывали различные приспособления в частности в то время использовали загоны, ловчие ямы, изгороди, засеки и ловушки. Использовали засеки – срубленные и поваленные деревья на звериной тропе чтобы с тропы не могли свернуть и в конце тропы или ловушка или яма или загон. Длина достигала порой до 70 км. другой отраслью было рыболовство – размещение поселений на реках близко к воде в устьях рек. Основным способом ловли рыбы были сети. Обнаружены грузила для сетей – глиняные, гальки с перехватом. Рыбу ловили удочкой, острогой, плетеных приспособлений. Для удобной рыбной ловли русла рек специально расчищали сооружали запруды и заколы – в дно вбивались жерди и оставлялся проход и где ставились верши. Пользовались лодками лыжами санями и нартами. Собирали ягоды грибы коренья съедобные растения плоды орехи. Земледелия и скотоводства пока еще не возникло.

ЭПОХА ЭНЕОЛИТА В БАССЕЙНЕ РЕКИ ВЯТКИ.

Конец 3-середина 2 тыс.-я до н.э. переходный этап от эпохи камня к эпохе металла. Большую роль играли предпосылки использования метала.

1.развитая технология обработки каменных орудий.
2. изготовление глиняных сосудов. Керамика искусственный материал а значит можно и делать другие орудия которые в природе не встречаются. Появляются гончарные горны и это имело важное значение для плавки меди.
3. развитие горного дела. Медь можно было найти по зеленым пятнам на поверхности земли.
4. земледелие и скотоводство – приводят к оседлому образу жизни. Когда люди занимаются производящим хозяйством у них появляются излишки и не все члены данного коллектива занимаются хозяйством и часть людей могла заниматься отдельными другими делами.
5. проблема сырья для производства каменных орудий. К началу энеолита месторождения кремния были уже практически исчерпаны или залиты водой так как ледник таять начал.

Первые металлы которые освоил человек – медь и золото так как они использовались в природе в самородном виде. Ну еще и свинец. Так как он легко плавится. Наиболее ранние признаки относятся к 8-6 тысячелетию до нашей эры. Первые признаки металлургии были в конце 6 тыс-я до. н. э. в балкано-карпатском регионе. Медные орудия по сравнению с каменными были более эффективны. Медные орудия на 25% эффективнее каменных. Возможность подтачивать лезвие и придавать орудию любую форму. Универсальность медных орудий. Возможность массового тиражирования однотипных орудий. Сломанные орудия можно переплавить. Недостатками меди были ее большая мягкость и трудоемкость производства. Становятся важной ценность и обладание медными предметами сразу придало определенный статус. В эту эпоху появляются первые государства. Изобретения эпохи энеолита
- гончарный круг и печи горны для обжига керамики. Круг не заимствовался он появлялся тогда когда только люди доходили до определенной стадии развития.
- колесо – появляются колесницы повозки.

Те районы где была медь развиваются более быстро. Начинает заселятся степная полоса и там начинают формироваться археологические культуры которые специализируются на скотоводстве.

В бассейне вятки в эпоху энеолита то здесь несколько археологических культур.

НОВОИЛЬИНСКАЯ – середина – 3-я четверть 3 тысячелетия до н. э. она складывается в переходный период. 16 памятников этой культуры. Ее поселения на не высоких надпойменных террасах в устьях не больших рек. Жилища соединялись крытыми переходами. Но не все. Имели прямоугольную или квадратную форму и углублялись в грунт площадь от 30 до 144 метров. Стены из горизонтально уложенных бревен закрепленных вертикальными столбами – бревенчато-столбовая конструкция. Внутри очаги костров которые находились по осевой линии. Крыша двускатная. Посуда с примесью шамота песка иногда органических остатков. Сосуды с прямым или значительно закрытым горлом. Днище округлое или коническое и довольно редко плоскими или слегка уплощенными. Сосуды украшались ямочными узорами и оттисками гребенчатого штампа. Узоры более разреженные чем на неолитической посуде и орнамент чередуется со свободными зонами. Основная масса кремниевых орудий выполнена на отщепах. Различные ножи скребки острея наконечники топоры тесла и др. позднее формируется локальный вариант галинской культуры которую называют юртиковской. Находилась в бассейне нижней и средней вятки – вторая половина 3- первая половина второго тысячелетия до н.э. 40 поселений на 18 из которых проведены раскопки – юртик аркуль 3 усть-лудяна 2 лобань 1 худяки. Жилища были прямоугольные в плане имели площадь от 34 до 164 квадратных метров и были поставлены вдоль водоемов. Углублялись в грунт стены такие же очаги так же. Глиняная посуда содержит растительные примеси. Сосуды имели округлое приостренное или уплощенное дно и цилиндрическое или слегка закрытое устье. Орнамент сильно разрежен или вообще отсутствует. В орнаменте преобладают оттиски гребенчатого штампа встречаются ямки прочерченные линии и насечки. Каменные изделия на отщепах пластины встречаются только на ранней стадии культуры. Орудия – крестовидные наконечники стрел копий квадратные прямоугольные скребки. Занятия – охота собирательство и рыболовство. Собирательство – скопления речных раковин и моллюсков есть на поселениях значит их тоже собирали. Есть песты терочники с помощью которых растирали дикие злаки семена орехи. Предполагается что в энеолите появляется земледелие найдены каменные наконечники мотыг и каменные зернотерки. Охота так же была одним из основных занятий – об этом говорит то что много наконечников стрел и их возросшее количество. Чаще всего находят кости северного оленя и лося. Много костей пушных зверей что говорит о увеличении роли пушной охоты – бобра барсука куницы и белки. Охотились на птиц тоже. На поселении усть – лудяна 2 нащли 2 зуба крупного рогатого скота и это единственный факт о скотоводстве на вятке того времени. Ведущей отраслью хозяйства было рыболовство. Оказывало влияние на размещение поселений – много рыбной чешуи и сохранились кремниевые изображения рыб. Ее ловили круглый год в основном сетями. Находили грузила для сетей ловили с помощью костяных острог медных гарпунов вершей и т.д. рыбы было на много больше чем сейчас. Ловили щуку стерлядь белорубицу белугу осетра. Развивается и техника домостроительства о чем говорят как находки деревообрабатывающих орудий и остатки жилых сооружений. Повторялись размеры формы конструкции домов возводили хозяйственные сооружения для хранения запасов при этом часто жилища соединяли между собой крытыми переходами. В переходах так же и хранили продукты. Начали осваивать металл. Существовал свой очаг металлургии. Сами принципы металлургии население могло заимствовать у своих соседей. Влияние балановской и абашевской культур. Сформировался определенный круг людей который только и занимался изготовлением орудий. Численность населения в бассейне реки вятки существенно увеличилась. Говорит и увеличение количества жилищ раньше их было по 3-5 теперь от десяти и больше. Способствовало этому и производящее хозяйство и рыболовство. Предполагается что жили родовыми общинами. Предполагается существование культа солнца, культ плодородия – находки баб прородительниц существовал тотемизм – тотемы животных птиц кабанов и др. животных. На рубеже 3 и 2 тысячелетия до н. э. прафинноугорская общность разделилась на угорскую в Зауралье и западной Сибири и финно-пермскую ветвь – прикамье прилегающее Поволжье и припечерье. Проявляло себя влияние археологических культур – балановская и абашевская культуры.

ЭПОХА БРОНЗЫ В БАССЕЙНЕ РЕКИ ВЯТКИ – 15-9 ВЕКА ДО Н.Э.

Бронзовый век соответствует образованию сплавов на основе меди с оловом или меди и мышьяка. Может быть сурьма цинк свинец. Медь – метал мягкий и лезвие надо постоянно затачивать поэтому и искали всякие другие вещества для добавления. Бронза более твердая но температура плавления меньше. Бронзовые предметы изготавливались из разных литейных форм. Ее могли делать из камня из глины. Формы – односторонняя и двусторонняя. Еще было литье по восковой модели - из воска делалась точная копия предмета потом обмазывали полужидкой глиной потом обжигалась и воск выливался и получалась форма точного слепка потом туда метал и форма разбивалась. Становится бронза ценностью еще большей чем медью. Появляется более совершенное оружие то начинается большее количество военных столкновений. Появляется большее количество государств. Углубляется не равномерность исторического развития где есть бронза там развивалось быстрее активизируется обмен между территориями. Основные металлургические центры – северокавказский центр Урал Алтай Балкано-карпатский центр. Получает дальнейшее развитие скотоводство и зона степей расширяется. Распространяется полукочевое скотоводство.

На вятке все было так – если вообще о нем говорить то большое значение сыграл сейминско-турбинский феномен – 17-15 века до нашей эры. На большой территории от Монголии до Финляндии делались изделия из бронзы высокого качества – в 4 могильниках – Сейма Турбино Ростовка Решное. Был характерен ограниченный набор предметов – кинжалы с рукоятью оформленные в зверином стиле в виде головы лошади или лосихи, топоры кельты были 6-гранные и орнаментировались ромбиками или сетками, вислообушные топоры, бронзовые наконечники копий. Особенности этого феномена – находки распространены на очень большой территории, ограниченный набор орудий характерных форм, техника тонкостенного литья и особый сплав, отсутствие поселений, отсутствие могильников при отдельных погребениях на инокультурных могильниках, в погребениях нет костей оружие воткнуто в дно или стенки могилы. Явление существовало около 200 лет. Племена оставившие эти орудия были специалистами металлургами слесарями а так же воинов. Обладали строгой социальной организацией. Зарождаются на территории Алтая и от туда идут на запад передвигаясь только по лесной полосе. Добираются до территории Финляндии и расселились среди местного населения но опыт своей металлургии не передавали. Возле Урала племена разделились на 3 потока. Первый прошел по южному Уралу и осел на территории средней Камы. Второй поток – остановился в низовьях Камы среднем Поволжье и низовьях Оки. Не большая группа из этого потока осела и на реке вятке. В деревне коршуново были найдены втульчатый топор наконечник копья 2 ножа 2 топора чекана и тесло. В селе донаурово был найден наконечник копья который выполнен в этих традициях. Третья группа перешла Урал в его средней и даже северной части и осела на реке Печера.

15-9 в до н.э – буйская археологическая культура в бассейне вятки. Дано по памятнику по поселению буй 1. относится к бронзовому веку в бассейне реки вятки около 50 памятников – буй 1 например изранское поселение, лобань 1 3 в среднем и нижнем течении вятки и на притоках – кильмезь пижма молома чепца. Известны как однослойные поселения бронзового века так и слои на многослойных поселениях. Однослойные – люди жили в течении одного периода. Многослойные или покинули а потом снова вернулись. Слои на неолитических поселениях порой встречаются то есть преемственность. Обычно на краю надпойменных террас высота которых от 4 до 6 метров или от 10 до 13 метров. Изучено около 10 жилищ эпохи бронзы. На одном поселении было ил одно или 2 или 3 жилища. Традиции предшествующие – соединены крытыми переходами. Представляли из себя полуземлянки углубленные в грунт на 25-70 см. имели бревенчато столбовую конструкцию. Площадь от 50-до 80 квадратных метров. Отапливались простыми кострищами которые были или в центре или у выхода. Пол был с настилом или дерева или песчаника. Хозяйственные ямы вынесены за пределы жилищ. Добавляли шамот песок толченую раковину и органические остатки в керамике. Поверхность сосудов тщательно заглаживалась. Чаще всего для нанесения орнамента оттиска гребенчатого штампа использовали шнур и чаще всего геометрический узор. Посуда выглядела красиво. Преобладают плоскодонные горшки. Основная масса орудий выполнена из камня – валуны и галька. Основные заготовки – отщепы. На поселениях много скребков проколок ножей долотовидные орудия наконечники стрел. Бронзовых орудий находят мало скорее всего если ломалось его переплавляли. Основа хозяйства скотоводство и земледелие которое дополнялось охотой рыболовством и собирательством. Крупно рогатый скот и лошадей реже свиньи и мелкий рогатый скот. Скот пасли около поселений зимой содержали самый минимум животных. Орудия были так же каменные костяные мотыги каменные зернотерки и песты терочники были в земледелии. Фиксируется появление аграрных культов и следы поклонения предкам мужским. Приносили в жертву коров овец. Возле кострищ обнаружены наконечники стрел сосуды кости домашних животных на культовых площадках обнаружены на некоторых культовых площадках 5 погребений то есть могли служить и кладбищами для особо знатных. Первые следы формирования отдельных семейных святых – не только на поселениях но и в жилищах где только одна семья могла поклонятся. На возвышенности в домах следы кострищ где сделаны не слабые находки наконечники стрел например. Формируются этнические общности. Начинается разделение пермского праязыка. Сказывается воздействие племен соседних на население вятки. Влияние срубной археологической культуры.

Межовская культура тоже оказала влияние на изменение характера скотоводства. Более активное разведение крупного рогатого скота лошадей и свиней. Они могли повлиять и на изменение состава стада которое разводили жители вятки.

РАННЕ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ ВЯТСКОГО КРАЯ.

8 в до. н. э. – 5 в. н. э.

Общая характеристика – сам момент использования железа был подготовлен предшествующим процессом. Для выплавки меди и ее сплавления использовались горны и с их помощью можно достичь высокой температуры. Первые предметы были выкованы из метеоритного железа. И у многих народов считалось небесным металлом. Потом постепенно начинает использоваться железо обычное в 3 тысячелетии до нашей эры. И использовалось железо из руды. Изначально было материалом дорогим и ценилось дороже даже чем золото. Некоторые предметы из железа находились в гробнице Тутанхамона – кинжал и перстень. С 8 века начинается более массовое использование железа как сырья. Широко распространялась чаще чем медная руда – в виде окисей различных болотных руд. Чтобы получить железо надо было много овладеть чем. Применялся сыродутный способ получения железа. Возводились специальные сыродутные печи которые представляли собой открытую камеру в нижнюю часть вставляли горны и через трубки во внутрь подгонялся воздух. Внутрь загружали руду с древесным углем. Уголь поджигался и начинал нагнетаться воздух и начали проходить химические реакции. Железо не плавилось образовывалась атмосфера для превращений. Образуются зерна чистого железа и частицы шлака. Такая фигня которая образуется внутри называется крица. Потом ее проковывают ударами молота чтобы стала более однородной. Потом можно изготавливать предметы. Освоен прием получения стали когда железо нагревали с доступом углерода. Железо с ним сплавлялось и получалась сталь. Этим мастера уже владели. Изготавливали и сплавы – типа самозатачивающееся лезвие – сталь и железо. Обособляется такая специальность как кузнец. Предполагались что получение железа не обходится без божественных происков. Кузницы находились на отшибе поселений. Железо начинает массово применятся для изготовления предметов орудий и оружия. Начинается развитие земледелия так как можно рубить лес. Происходит развитие ремесла так как ими можно обрабатывать дерево кость кожу и т.д. повлекло имущественное неравенство еще больше. Что привело к активному возникновению государственности. Увеличилось количество военных столкновений и получают распространение городища. Общий уровень развития районов относительно выравнивается. Оформляются 3 основные историко-культурные и хозяйственно-экономические области. Первая область – лесная полоса – оформляется комплексное хозяйство из земледелия скотоводства охоты и рыболовства. Степная полоса – основное занятие кочевое скотоводство. Южно-субтропическая зона – оседлое земледелие и скотоводство. Центры ирригационного земледелия.

Ананьинская культурно-историческая общность – 8-3 век до.н.э. вятский вариант ананьинской общности – 64 памятника того времени. 17 городищ 34 селища 2 местонахождения керамики 11 местонахождений бронзовых кельтов. Пример типичный – буйское городище горехневское поселение пижемское городище аргышское городище. Большая часть располагается на нижней и средней вятке от устья шошмы до устья пижмы. Городища на мысах высотой от 12 до 20 метров образованных в руслах рек и оврагах – филейское городище и чежевское. Площадь от 2 с половиной до 4 тыс. метров. Укреплялись одной линией обороны из вала и рва. Глубина от 1 до 3-х метров высота вала от 2 до 6 метров. Культурные слои от 15 см до 2 метров. Зависела от того было там или постоянное население или сторожевые крепости. На аргышском городище 3 ряда построек дальний от вала ряд образовывали наземные бревенчатые дома от 80-100 квадратных метров. Отапливались очагами от 2 до 4. в среднем ряду 2 сооружения одно было холодным не имело очагов имело хозяйственные функции. Второе культовое предназначалось для выполнения религиозных обрядов в том числе жертвоприношений. В центре располагалось кострище. По всей длине была канава до 13 метров которая была заполнена зольно углистым слоем с сырыми и жжеными костями и обломками керамики. 3 янки там от столбов возле которых скопление груды человеческих костей причем были частично обожжены. Кости 3 мужчин женщин и ребенок. Третий ряд – жилища и не большая постройка мастерская. В ней были очаг шлаки обломки литейной формы. Хозяйственные ямы за пределами жилищ. Городища центры идеологической политической и хозяйственной жизни определенных территорий. Были как жилые постройки так и хозяйственные. В бассейне вятки выделяется 2 группы территориальные городищ. Первая – верхневятская группа городищ – территория от реки чепцы до реки моломы. Вторая – нижневятская – район от реки пижмы до реки шошмы. Селища – как на мысах так и на площадках террас которые не имеют естественных границ. Высота террасы 4-5 метров. Площадь – от 1000 до 9000 тысяч квадратных метров. Культурный слой меньшую мощность имеет от 10 до 30 см. насыщенность слоя меньше чем на городищах. Как постоянные поселения так и сезонные стойбища. Местонахождения керамики и кельтов возможно как раз указывает на возможность могильников ну леонидыч как обычно не теряет оптимизма в этом вопросе найти что нибудь новое и не исследованное. Посуда – глиняное тесто содержит примесь толченой раковины. Круглодонные не высокие чаши в хорошо заглаженной гладкой поверхностью. Орнамент в верхней части сосуда и при этом преобладали оттиски шнура гребенчатого штампа и ямки. Обычно они располагались горизонтальными зонами. Хозяйство – в нем произошли изменения и население имело высокоразвитое хозяйство. Определенный уровень земледелия на вятке появился. Поселения были около плодородных пойм. Ранняя форма – подсечно-огневая. Не требовалась вспашка земли часть леса выжигалась и образовывалась зола землю надо было просто рыхлить костяными наконечниками палок копалок. Вышивали фиг знает что на одной нашли просо и коноплю. Но были наверно и другие. Находят серповидные железные ножи для сбора урожая. При переработке продуктов земледелия использовались каменные зернотерки песты и терочники которых на поселениях найдено много. Важной отраслью хозяйства было скотоводство. Об этом говорят многие кости на городищах. Среди них преобладают кости домашних животных. Разводили крупно рогатый скот лошадей свиней и мелко рогатый скот. Соотношение этих костей различно чаще всего преобладает крупно рогатый скот. Лошадей использовали и для молока. Развита была охота и охотились на пушных зверей больше всего на бобра. Для обмена на другие изделия. Так же на медведя на лося на северного оленя на кабана. И на дичь – глухарей уток гусей тетеревов. Ловили и рыбу. Находят чешую позвонки и рыболовные крючки. Была крупная. За счет преобладания земледелия и скотоводства население существенно увеличивается. В искусстве характерен ананьнский звериный стиль. Для него характерно сочетание мотивов степного скифо-сибирского искусства с образами представителей лесной фауны. У скифов могли заимствовать оленя пантеры барса. Из леса – лось медведь волк птицы. Популярны были головы лосей кошачьего хищника с чертами медведя кольцеобразные хищники с чертами медведя и волка. Волк и медведь просто. Стало больше военных столкновений и характерен институт вождей. Они имели и военные функции и руководили разделами добычи. Имели еще и другие функции – являлись жрецами которые осуществляли религиозные обряды и они должны были обеспечить удачу в охоте приплоте скота и т.д. были организаторами мирной трудовой жизни. О роли вождей говорят погребальные памятники – надгробные памятники. Они изображали сначала символы власти а потом и самих вождей. Парадные секиры тоже говорят о вождизме. Всего таких секир найдено 8. в целом материалы ананьинских погребений говорят о расслоении имущественном и говорят что развитие их было активно.

 

ПРОПУЩЕНО БЛИН ОПЯТЬ ДО ХУЯ.

Одно из характерных изделий керамическая посуда. Была вылеплена в ручную кругом не пользовались. Методом ленточного налепа. Преобладала в тесте примесь толченой раковины и реже встречались шамот песок и растительные остатки. Обрабатывали поверхность либо щепкой или травой и потом либо рукой либо мягкими материалами – кожей или тканью. На поверхности часто видны следы травы и следы щепки. Обжиг производился на костре скорее всего. Посуду подразделяют на 3 группы – кухонная столовая и для хранения продуктов. Преобладают сосуды в виде чаши. Наиболее распространенными были оттиски гребенчатого штампа реже резной орнамент и шнуровой и лямочный орнаменты. Отличалась посуда погребальная. Характерны различные украшения. Было свое культовое литье изготовление фигурок из бронзы. Для них характерен пермский звериный стиль. Имеются изображения птиц животных. В целом поселения в верховьях камы были вплоть до 15 века когда произошло вхождение Перми великой в состав русского государства. С 15-16 веков идет интенсивный процесс освоения верховьев Камы русским населением. Возникает много мелких поселков для которых характерна гончарная не орнаментированная посуда черного серого или коричневого цвета. В глиняном тесте имелась примесь песка и она обжигалась в специальных печах. Городища и селища местных племен забрасывались. Хотя первоначально новые поселки устраивались на месте ранее существовавших поселений. С этого времени культура исчезает. Сейчас этот район находится на стыке кировской области Удмуртии и пермского края. Сейчас там фиксируется зюздинский локальный вариант коми-пермяцкого этноса. Известен 91 средневековый археологический памятник – 14 городищ, 53 селища,18 могильников и 6 кладов. Здесь имеются клады вещей средней Азии. Сейчас раскопано 19 памятников.

 

РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ВЯТСКОГО КРАЯ В 12-14 ВВ.

В течении первого тысячелетия нашей эры в бассейне вятки формировались народности кому удмуртов и марийцев и к концу тысячелетия сформировались. Основная масса удмуртов в 10-11 веках населяла вятско-камское междуречье от чепцы на севере до средней Камы на юге. Марийцы занимали вятско-ветлужское междуречье и высокое правобережье волги от суры до устья оки. Племена коми жили в северных районах вятского края и в верховьях камы и вятки. Первые славянские поселенцы появляются в бассейне вятки в 12 веке. Источником является повесть о стране вятской. Согласно повести отряд новгородских ушкуйников совершил поход на земли волжских болгар и на нижней камее основал не большой городок. Они там жили и затем в 1181 году разделились на 2 отряда один из них пошел вверх по Каме перешел на верхнюю чепцу спустился по ней и подошел к балаванскому городку. Его населяли чудь и отяки. Они его захватывают и основывают город никулицин. Другой отряд тоже поднялся по камее вошел в вятку и двинулся вверх по реке. Он встретил черемисский город кокшаров. Так же ебнул его и сейчас город этот называется котельнич. Балаванский так как там предположительно стояли идолы. Отождествляется с никульчинским городищем. Те люди которые пришли на вятку новгородцы а не ушкуйники так как они были позже. Проникновение на вятку шло из 2 центров – из новгородской земли. Речной через сев.двину затем на юг молому и потом на вятку. Второй центр – из владимиро-суздальского княжества. Главным образом по волге потом переходили в ветлугу и попадали на территорию сопредельную с вяткой. Встречались в среднем течении вятки и заселяли ее берега. Первоначально берега вятки заселяли от чепцы до моломы. Ранняя славянская колонизация до середины 13 века не носила массовый характер. После монгольского нашествия приток поселенцев увеличивается. Центром своеобразным становится городок никулицы. Обладал большой округой и около него находилось 10 поселений. Имел 2 оборонительных вала около 4 метров. Между ними был выкопан ров. Были обнаружены наконечники стрел пластины от панцирного доспеха. Основное занятие было сельское хозяйство и так же охотились и ловили рыбу. Были найдены шахматные фигуры игральные фишки железное писало и монеты из золотой орды. Нательные крестики и иконы. Важным является находка писала что говорит о том что грамотным было население и писали возможно на бересте. Окраины сельской округи были окружены сторожевими крепостями. Со стороны верховья вятки располагалось почушинское городище в низовье чежевское и вятское со стороны чепцы кривоборское городище. Ко второй половине 13 века в низовьях молоны сложилась еще одна волость центром которой стал город котельнич. Оборона состояла из вала и рва и по верху вала шла высокая бревенчатая стена с несколькими башнями. На месте котельнического городища на рубеже 13-14 веков появляются славянские поселения и предполагается что в 14 веке ковровское городище было перенесено туда. Вокруг котельнича складывается сельская округа защищенная крепостями. Вниз по вятке было скорняковское городище вверх – орловское путь по маломе – шабалинское городище. Еще одна волость могла сложится вокруг пиженского городища. Выделено 45 древнерусских поселений 12-14 вв. основную массу первых славянских поселенцев составляли крестьяне. Ведущую роль в их хозяйстве играли земледелие и скотоводство. Применялась подсечно-огневая система обработки земли. Основными культурами были рожь овес ячмень лен и конопля. И некоторые виды пшеницы. Держали крупнорогатый скот мелко рогатый скот лошади свиньи и домашняя птица охотились рыбачили и мед пиздили у пчел. Среди ремесел развито кузнечное дело литейное и ювелирное дело гончарный промысел изготовление одежды и обуви. Торговля была развита с волжскими болгарами коми марийцами удмуртами русскими княжествами. Важным товаром в экспорте играла пушнина которую добывали в вятских лесах.

Еманаевский могильник.

На нем древнейшие могилы расходятся веером от пустой навальной площадки при этом меняя свою ориентацию. Получается что древнейшие могилы не были ориентированы головой на восток располагались вокруг одной площадки и от нее расходились веером. 7 могил с кремацией 4 с не полной кремацией 2 кенотафа – нет костных останков. Найдено парное захоронение убитых. Еще 2 захоронения с подогнутыми ногами. Так делали для людей которые при жизни всех заебали. Упыри например. 2 отдельных захоронения черепов. Предполагается наличие на этом могильнике языческого святилища. Могилы не большие 20-40 см. несколько парных захоронений яма с расчлененным костяком 2 погребения в которых межу костей ног по 2 черепа – следы человеческих жертвоприношений – все свидетельствует о пережитках. Такие же черты на никульчинском могильнике- погребение с подогнутыми ногами скопление угля на одном из костяков. Такие же черты в чепецком могильнике – ямы 35-40 см. угли в засыпе могилы обломки керамики использование бересты и коры в погребальных конструкциях. Могильник Похста тужинский район на реке пижме – в засыпе обнаружены угли керамика и кальцемированная кость. Мировоззрение людей довольно сложное и язычество полностью еще не вытеснено. В 13 веке существовали поселения с этнически смешанным населением. Некоторое усложнение этнической ситуации происходит например в 1236 году монголами разгромлена волжская булгария и усиливается приток тюркского населения на нижнее и среднее течение чепцы. Они сформировали 2 компактные группы каменских и чепецких татар.

 

ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ВЯТКИ

На территории современного города имеется черняховское городище и чежевское памятники более ранние чем русский слой. Ближе к времени основания города находились еще поселения. Было открыто вятское городище вначале древнеудмурское потом сменилось русскими. Датировано 11-13 веками. Кроме того было установлено что в районе города находилось сельское поселение русское 12-13 веков. Планировка не совпадает с городской значит оно сельское. Имеются некоторые легенды что до появления русских людей существовало удмуртское поселение. У удмуртов глазовского уезда записано что там ранее был удмуртский поселок с языческим молитвенным домом. Очевидно это и было вятское городище со святилищем. Здесь по данным проживали представители удмуртского рода. Еще некоторые находки указывали что территория была освоена еще до русских. В 1889 году на территории города найден клад серебряных арабских монет. Датировался серединой 9 века. В 1886 году при земляных работах на улице спасской был найден медный литой идол и раньше там же находили каменные фигурки сосуды и говорит о том что имели место религиозные там обряды. В 1929 году при постройке железной дороги найден могильник конца первого тысячелетия нашей эры. Потом имели место находки принадлежащие к до новгородскому этапу – 2 бронзовые подвески костяную рукоятку в форме барана. До нашего времени сохранилось не много источников отражающие историю города. Те источники которые имелись приобретают гораздо большее значение. Основным источником является повесть о стране вятской. Но доверие к нему осторожное. Находки новых материалов происходили – в 2003 году вышел труд американского ученого уо история одной книги. Эта книга основана на находке в Ташкенте в 1991 анатольевского сборника. В нем кроме некоторых других материалов некоторые источники по истории вятки. Там были повесть о стране вятской и вятский временник. Приходит к выводу что повесть о стране вятской была составлена в начале 18 века. Автором ее является попов который был дьячком богоявленского собора. В первую очередь рассматривает повесть как памятник публицистике и как источник по мировоззрению вятчан в конце 17-начале 18 века. В руках у него был какой то летописный источник которым о пользовался. Задача состояла в том чтобы подчеркнуть значение Хлынова как богоизбранного места с самостоятельной историей местных религиозных традиций. Еще одной из задач состояла в том чтобы утвердить автономию и свободу вятчан когда государство все больше притесняло местных жителей. С одной стороны это сочинение авторское хотя имел и источники. Но оно довольно субьективное так как имел специфическую задачу. Надо рассматривать как источник по психологии и памятник публицистике. Так как не известно что он взял из источников а что вымыслы.

Дата основания – 1374 год!.

Некоторые говорят что основали ранее так как повесть дает дату 1181. в ней четко одна дата – взятие балаванского городка. 1374 год упоминается в нескольких летописях. в 1374 сформирована на северной Двине дружина новгородцев на 90 ушкуях поднялась по Двине проплыла мимо Устюга затем поднялась по реке юг и перебралась на Ветлугу. Пограбили много сел по Ветлуге марийские в основном. Выйдя на волгу поднялись вверх по реке и разграбили марийское и чувашское население по рекам суре и свияге. После чего вновь вернулись на волгу. В устье ветлуги они уничтожили свои суда и пересели на коней и отправились на вятку. Этот отряд до этого разделился в частности на вятку добралось отряд который передвигался на 40 ушкуях. До этого отряд на 50 ушкуях отравился вниз по волге к столице золотой орды городу сараю. Скорее всего отмудохали их там конкретно так как сведений в летописях нет. Как перешли на вятку то был и основан город в это время. Штаб-лекарь Фриз который занимался краеведением записал от 1375 года. Новгородцы проплыв мимо устюга на 70 судах пошли дальше по югу и перебравшись на волгу плыли вниз по ней и потом вверх по камее где они в пермской провинции населившись построили город Хлынов. Так же под 1375 годом имелось указание в лето 1375 новгородцы на 70 судах проплыли мимо Устюга и плыли по югу дальше а от туда добравшись на волгу следовали вниз по ней. Потом вверх по камее где основали Хлынов.

Кикиморская гора – место где хотели возвести город но потом бревна каким то образом переместились в другое место. И это было принято как знамение. В труде криничной собраны все упоминания при выборе места и в этом труде указывает что подобные традиции восходят еще к языческим временам. Выбор определялся так пускали бревно по реке и там где прибивалось к берегу строилась церковь. Строй материалы запрягали новый жеребец и пускали его и где останавливался там строили город. В местах где останавливалась плывшая икона или где являлся образ строили церкви. Имело место христинизация обряда. Хотя он сам является довольно давним. Есть точка зрения краеведа тинского он объяснял это явление изменением русла реки вятки. Говорил о том что сначало был на кикиморской горе но потом русло реки менялось и город пришлось переносить. Низов говорит что большое влияние на уровень воды в вятке оказывает таяние снега дожди и грунтовые воды. Вечером и ночью того дня когда материалы заготовили прошел проливной дождь к утру уровень воды повысился и бревна были перенесены ниже по течению. Низов так же говорит о том что название горы имеет свое место и факт переноса связан с снежным человеком. С северной стороны города был выкопан ров для обороны города и по данным повести о стране вятской первоначальное кольцо укреплений образовали поставленные вплотную друг к другу срубы жилищ. Укрепление типа жилые стены. Имеется упоминание что после основания города была возведена обетная воздвиженская церковь. Название говорит по тому что она строилась в течении одного светового дня. Строилась в день чевствования и воздвижения честного и животворящего креста господня. На 27 сентября. По факту это и есть день основания города. Почему раньше не основали – ситуация на конец 12 века город определенный центр. Необходимость в нем когда население велико. Если город был основан бы в конце 12 века то нет упоминания о вятчанах столько лет. С 1264 по 1371 новгородские докончания упоминаются волости и упоминания о вятской волости нет. И дата основания 1374 год. В 1174 году ветлужскими черемисами на территории средней и верхней ветлуги с притоками было основано собственное княжество с центром в городе Хлынов. Он был в устье реки пысть – юг сейчас это пыщук. Упоминания есть в галицких и ветлужских летописцах. В конце 12-начале 13 века черемистский князь принял крещение а в городе построили церковь и это княжество просуществовало до конца 14 века. Прекратило существовать в результате эпидемий после которой оставшиеся убежали на юг. По другим данным разгромлено новгородцами в 1374 году.

Новгородские ушкуйники

Первая оценка им была дана еще в середине 19 века иваном беляевым и костомаровым. Походы новгородских ушкуйников во второй половине 14 века в поволжье и нижнее пиркамье совершались в целях захвата и разгробления богатых поволжских нижнекамских городов и торговых караванов

Черепнин – походы их средства реализации средств внешней политики Новгорода который рассматривал камский бассейн как зону своих интересов в основном реализовывалась через набеги на волго-камские торговые караваны и поселения. Новгородские власти несли ответственность за действия ушкуйников. С середины 14 века происходит усиление болгарской колонизации верхней Камы и бассейна средней вятки. В бассейне чепцы булгарами было основано самостоятельное татарское княжество. Чтобы приостановить колонизацию и ослабить ее производились походы на каму и нижнюю вятку. Вопрос о том кем же были они кто основал вятку важен. Или ушкуйники или новгородцы и основание города достаточно сложный шаг разбойники городов не основывали. Новгородцами в вятке основана церковь и церковь это Воздвиженская. Для ее освящения нужен специальный платок антиминс которым накрывают алтарь. Согласие на это должен дать епископ. Когда новгородцы выходят в поход значит надо для усиления колонизации надо основать поселение с церковью. Первый ушкуйнический поход был в 1380 году. после того как около тыс. воинов прибыло на вятку расклад сил изменился. Удмурты отходят на юго-восток от мест своего предшествующего проживания а марийцы на юг.

Как изначально назывался центр вятской земли.

Есть указание что Хлынов. В общерусских летописях вятка но не понятно в каком контексте. Либо река либо местность или город. Сейчас преобладает что первоначально назывался вятка а Хлынов к 15 веку. Версии происхождения названия вятка – возводит к наименованию удмуртского племени ватка. Ее придерживались Спицын и Зеленин. Здесь по законам языка подобная связь не прослеживается и скорее всего название происходит от реки вятка. Связывается с финно-угорским этнонимом вяда. Упоминается в слове о погибели русской земли. С этим связывал соболевский. Еще одна версия из славянских языков и связывают с основой вяд вят – мокрый влажный. Еще одна версия происхождение слова от балтского и вент. Понимается как большая река. Вят или вент – что обычно понимают либо большая либо большая. Общепринятой точки зрения нет. Хлынов – вештомов – происходит от крика птицы которая пролетала над городом. Еще одна версия – по реке хлыновица. Здесь обратный процесс название дано от города реке. Хлынов от халуй то есть мусор. Происхождение от русского слова хлын – в значении вор обманщик мошенник. По мнению ученых не имело отрицательного значения и принято было под набегами вятчан на соседние земли. В 15 веке слово не встречается как говорят ученые. И вопрос открытый.

История вятского края в конце 14 начале 15 века.

1379 год – зимний поход вятчан в арскую землю. Вятчане были разбиты поход был не удачный. В 1391 году тохтамыш послал царевича бектута в военный поход на вятскую землю. Татары опустошили почти весь вятский край взяли вятку сожгли его и увели в рабство много его жителей. В 1392 году вятчане соединившись с двинянами и устюжанами совершили ответный поход на территорию волжской Болгарии. Взяты города жукотин и кошан. Определенную роль в походе сыграл Стефан пермский. В этом же году посетил вятку василий дмитриевич великий князь. Ехал из золотой орды но традиционный путь был закрыт и поэтому ехал через вятку. На руюеже 14-15 веков вятская земля становится независимой от новгорода великого. После 1308 но до 1409 года. Есть упоминание о независимости в повести о стране вятской и арабский источник. К началу 15 века относится битва вятчан с устужанами в раздерихинском овраге борьба михаила осохина и никитина. Никитин и его сын был убит и по источникам будто бы погибло 9 тыс. устюжане проиграли. Отразилось в народных преданиях и было переосмыслено будто свои своих не признали. Отражение этого события нашло в празднике свистопляски хранились имена погибших. То есть борьба за власть на вятке имела довольно открытые формы.

Участие вятчан в феодальной войне второй четверти 15 века. 1432-1453.

Причина войны – борьба за власть. В 1425 году умирает василий 1 и его преемником стал его сын василий 2. борьбу с ним начинает юрий галицкий. Первоначально войны не было хоть и галицкий был не доволен. Одной из главных ударных сил юрия были вятчане. Которые на тот момент были его союзниками.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АРХЕОЛОГИЯ ВЯТСКО-КАМСКОГО РЕГИОНА

На сайте allrefs.net читайте: АРХЕОЛОГИЯ ВЯТСКО-КАМСКОГО РЕГИОНА.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕЗОЛИТ НА ТЕРРИТОРИИ ВЯТСКОГО КРАЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ.
ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД Первый интерес к памятникам древности относится еще до появления археологии как научной дисциплиной. Первый этап на

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги