рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ. - раздел Образование, АРХЕОЛОГИЯ ВЯТСКО-КАМСКОГО РЕГИОНА История Археологического Изучения Вятского Края В Дореволюционный Период ...

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Первый интерес к памятникам древности относится еще до появления археологии как научной дисциплиной. Первый этап накопления знаний – формирование преданий легенд о различных памятниках на бытовом уровне. Крестьяне так пытались объяснить почему около поселения находится городище или почему находятся древности. Легенды были связаны с Разиным например. Здесь так же кроме легенд о кладах и разбойниках были связаны представления о не чистой силе и места были запретными и не желательными для посещения экскурсий – находки там костей могильников.

Самое раннее сообщение о памятниках рассказ - о елабужском городище в истории казанского царства (казанский летописец). Источник этот был написан в 60-е годы 16 века. И к этому времени на территории городища было языческое святилище. На городище есть река тайма и городище на горе, на нем до сих пор сохранились каменные постройки. Было 3 линии валов то есть укреплено идеально (фиг возьмеш!) объект то довольно интерееесный – так как там каменные постройки даже на поверхности. Научный подход к изучению памятников древности и предпосылки формирования археологии как науки начинает складываться лишь к 18 веку. Благодаря Петру. Первоначально центром сбора археологического хабора была кунсткамера. С середины 18 века с инициативой сбора сведений о различных регионах выступил Ломоносов. В 1760 году разработал анкету которая была разослана на места. Чтобы и церкви и монастыри участвовали. В 1767 году елабужском духовном управлении поручено описать все строения на территории городища и все интересные находки доставить в духовную консисторию и в том же году это было сделано. Но типа никаких интересных находок не нашли но скорее всего хаборок то кто-то заначил. Именно к 18 веку относится изучение памятников на вятке. Во второй половине 18 века действовали экспедиции которые собирали сведения и они затронули и территорию области. В 1768-1772 в Поволжье и Приаралье действовала комплексная экспедиция Лепехина. Была организована академией наук. Он посетил и территорию будущей вятской губернии и описал 2 городища. Шестаковское и подчуршинское городища (территория слободского района). В 1769-1770 годах Рычков так же в составе экспедиции объехал несколько приуральских губерний в том числе и вятский край. Он в Елабуге описал каменные сооружения на городище и рассмотрел в окрестностях Хлынова чежевское и никульчинское городище. По тем сведениям до пришествия новгородцев обитали чудские народы. Никульчинское городище отождествил с чудь балванским городком повести о стране вятской. Посмотрел еще 2 городища у Глазова которые местное население считало остатками своих древних поселений. Сообщения Рычкова и Лепехина краткие но содержательные и носят уже научный характер. Приводятся и местные легенды и предания. После этих экспедиций на некоторое время наступает затишье и авторы в основном пользовались данными предыдущих экспедиций. Вятские губернский статистический комитет созданный в 1835 году начал заниматься сбором и обработкой экономических географических исторических и других сведений и он начинает исследования в том числе и в области археологии. Он разослал в разные концы губернии просьбы прислать описания различных примечательных объектов. Причем среди присланных сообщений были и описания археологических памятников. На основе обработки присланных данных в 1838 году в ведомостях издана статья о курганах и древних памятниках вятской губернии. Свод из 8 известных к тому времени вятских памятниках древности. Котельническое хлыновский вал и водкинское упоминаются впервые. Интересно тем что впервые приводится периодизация археологических памятников. До появления русских людей – первый период на территории вятского края, второй – после появления и основания русской колонии. Ко второму периоду отнесены хлыновский вал и шестаковское городище. Пытаются увязать археологические данные с письменными источниками и вслед за рычковым соотносит никульчинское городище с чудь балванским городком а котельническое с городком кошкаров. Активизация археологических исследований была связана с открытием ананьенского могильника. Открытие его связано с Шишкиным и с именем Невоструева. Он был археологом этнографом и собирал информацию для своей книги. Попросил осмотреть устье таймы и поискать кладбища и Шишкин посетил место и у крестьян приобрел бронзовые предметы и переслал в Москву. Шишкин воспринял идею раскопать с энтузиазмом но местные гопники не дали ему это делать так как разрешения не было. После пытается получить разрешение но так чето тупят и типа он нефига не знает. В итоге вятская удельная контора берет на себя это и туда отправили Алабина для проведения раскопок. Собрал крестьян и взял Шишкина как помощника. Копали траншейным методом около 60 метров и шириной 0,25 метра. Крестьяне копали находили костяк оставляли его на возвышенности и потом очищали. Находки записывались под номерами и все раскопки были проведены в течение одного дня и было вскрыто около 40 погребений. И в них было много хабора – глиняные горшки женские украшения медные и железные оружия орудия труда. В ходе работ Алабин вел записи и описи. Результаты работ Алабин опубликовал в ведомостях в виде отчета в вятских губернских ведомостях в 1859 году. сам могильник он интерпретировал как скифский то есть как древнерусский. Перечисляет уже известные археологические памятники причем некоторые описывались впервые. После начинаются активные изучения памятников других и качество работ на том могильнике были довольно на уровне хорошем, на уровне того времени. После этого интерес к памятникам вятским возрос и работы оказали большое влияние на дальнейшие раскопки. Алабин потом осматривал памятники на территории уржумского и яранского уездов при этом осмотрел описал и ввел в научный оборот 3 городища – лебяжское пижемское и нижневодское и упомянул о ижевском городище. На пижемском и нижневодском провел раскопки. На пиженском разобрал заваленный колодец. На нижневодском нашел только уголь и нефига (даже хабором не поживился). Результаты работ опубликовал так же в ведомостях. То есть не только исследовал но и вводил в научный оборот. Основы его находок составили археологическое собрание вятского публичного музея. Статья 1865 года – в вятских ведомостях – заметки относительно древности вятского края. Побуждает жителей присылать ему информацию и не копать самовольно.

В 1865 году в губернию императорской археологической комиссией был командирован Лерх. И в том же году произвел раскопки на подчуршинском городище. Нашел 15 скелетов но без вещей. Нашел угли шлак железный нож и скорее всего это остатки кузниц. Часть позднее христианского кладбища. После продолжил раскопки ананьинского могильника. И на основе своих исследований делает 2 важных вывода. 1) вятская губерния имеет свой каменный век причем в ней кончился раньше чем в Архангельской и Олонецкой. 2) предметы из ананьинского могильника относятся к эпохе перехода от употребления меди к употреблению железа (какой молодец!).

Далее он не остановился так как его пытливый мозг не давал покоя и выступал на археологическом конгрессе. После него еще исследовали могильник этот несчастный и в 1880 году Невоструев приезжает в Елабугу правда деньги забыл дома и раскопки не проводил. Скупает пару кремниевых и бронзовых предметов хабора из могильника и в том числе каменную надмогильную стелу с изображением ананьинца (круто!). но оказалась фальшивкой (Невоструева наебали) в 1873 году вятский губернский статистический комитет производил сбор сведений о городищах по особой программе из 12 вопросов. Результаты снова опубликованы в отчете о действиях и занятиях статистического комитета 1879 год, 73 памятника. Собранные сведения есть во всех уездах губернии кроме малмыжского. Все отнесены ко времени до изобретения пороха и пушек. В 1878 году произошло такое событие что вообщеее – основано общество истории археологии и этнографии аж при казанском университете. Стало археологическим центром прикамья и проводили исследования и в вятской губернии. Исследования опять начались с могильника Шестаковым. В том же году Рязанцев раскопал древнее кладбище в селе Биляморского Уржумского уезда. И в 1780 году Кузнецов производил исследования на территории малмыжского уезда. Провел раскопки древнего марийского кладбища. 15 погребений с довольно большим количеством хабора. – бронзовые украшения орудия труда. В 1881 году раскопки на ройском городище. Новшеством было то что он составил план городища и сделал несколько фоток. Нашел опять хабор – 2 черепа медведей керамику железные и костяные орудия кости (наверно тоже медведей) и по обилию костей стали называться костеносными. Тогда же раскопал могильник атамановы кости (хотя откуда там атаманы не понятно) скорее всего связано с байками про разбойников каких-то. Хабор опять купил из украшений железного и бронзового оружия и аналогии увидел с ананьенским. Следующий – Пономарев. (как же все хабор то хотели блин) и опять на ананьинском могильнике. Работы были 15 дней при помощи 20 нищебродов и несколькими траншеями исследован был почти полностью. Был найден пояс каменных плит которые опирались на дюну и ладьевидная впадина выложенная такими же плитами. Сделали план фотки чертеж. Исследовал 10 погребений. И нашел много хабора в виде керамики оружия и украшений. Причем, многие бронзовые секиры находились в берестяных футлярах, значит относились бережно к этим артефактам. Датировал концом бронзового началом железного века. В том же году произвел раскопки на пьяноборском могильнике. И на 2 городищах – гремячинском и сорочьи горы. Потом со Спицыным копал еще ряд залежей хабора. В создании этого общества искателей хабора было много чего полезного. Так как все таки работы то стали проводить по раскопкам. При обществе был музей где собирались находки и публиковали в изданиях. С 80-хгодов 19 века исследования активизировались еще больше в связи с именем Спицына. Его деятельность составляет особый целый этап. В 1880-81 годах он систематизировал сведения о всех древностях вятского края в каталоге древности вятского края. Был в 1881 году опубликован и имел сведения о 123 памятниках – места боев курганы городища пещеры и т.д. материал распределен хронологически и территориально и было сжатое изложение того что имеется в литературе по каждой из древностей. В 1884 году дополняет каталог сведениями о еще 15 городищах и 10 курганах. Работа была ооочень важной. В 1886 году составил программу для описания доисторических древностей вятского края. В 1887 году предпринимает масштабную экспедицию по территории вятской губернии. Стоял выбор либо сосредоточится на одной местности и подробно рассмотреть или охватить большую территорию и посмотреть. И решается на всю губернию. Двигался по берегам реки вятки на юг к слободе кукарки посетил елабужский уезд глазовский уезд то есть исследовал большую территорию. Не смотря на сложности выполнил задачу. Побывал на 29 городищах на 9 произвел раскопки. Провел раскопки на буйское городище, котельническое подчушинское, ижевское, ананьинский могильник и др. после занялся разбором находок и направил коллекцию на выставку в Ярославле. По итогам составил отчет об экспедиции в приуральский край в 1887 году. так же нашлось отображение в ряде статей - ананьинский могильник и костяносное городище. Высказал мысль о принадлежности могильника и городищ к одной археологической культуре. Продолжил разведку по губернии в этом году произвел исследования по Каме вятке и летке. Произвел раскопки на 4 городищах и 4 могильниках. Подтвердили его мысль о близости культур ананьинского могильника и костяносных городищ. В 1889 году публикует 2 статьи в журнале исторический вестник – городища вятской губернии и памятники древности вятского края. Излагает мысли что не смотря на частые залежи каменного хабора высказал сомнения в том что даже в неолит вятский край обитаем. Говорил что люди появляются на вятке уже после неолита. К бронзе отнес ананьинский могильник и 7 костяносных городищ и считал их местом обитания людей которые хоронили своих знатных предков на ананьинском могильнике. Памятники разделяет на чудские болгарские и вятские древности. В 1891 году он предпринимает поездку в кайский край слободского уезда. Цель – определить западную границу распространения чудских древностей. Но нашел такоеее что сам офигел. Провел раскопки кривоборского городища и юмский могильник. Во всех исследованиях провел очень высокую трудоспособность исследовал большое количество памятников и по итогам работ публиковал статьи и в 1892 году предложено преподавать в петербургском университете и переезжает в Петербург и работает в археологической комиссии. Но продолжает исследования вятского края и в 1893 году публикует труд о археологических изысканиях древнейших обитателях вятской губернии. Он делает выводы – что люди каменного века занимали только западную часть губернии и правый берег реки вятки. Каменные орудия отличаются своеобразием и если встречаются в других областях то довольно редко. Культуры костяностных городищ и ананьинского могильника родственны. Описывает много памятников которые изучил сам или до него и подписывает находки и описания его довольно подробны. После его переезда достойного преемника не нашлось. Параллельно с ним исследования делал Первухин. С 1885 года на свои деньги изучал древности глазовского уезда. Активно собирал сведения осматривал и раскапывал памятники. На базе своих исследований составил археологическую карту глазовского уезда и подготовил статью краткий очерк кладовищ встречающихся в глазовском уезде. По сути описал все памятники на его территории известные. Кроме того он за свои труды избран членом корреспондентом московского археологического общества а в 1888 году раскопал 9 городищ и 23 могильника по рекам чепце и Каме. Был избран делегатом съезда в Москве но умер. В конце 19 начале 20 века целый ряд исследователей проводил исследования. С 1889 года шатров исследовал зюздянский край. Здесь он описал 13 памятников собирал сведения о них народные предания и не малую коллекцию по итогам своих разведочных работ. В 1904 году была создана вятская ученая архивная комиссия. Она являлась добровольной организацией по сбору хранению и публикации ценных археологических материалов. Кроме выпуска статей члены ее занимались и археологическими работами. Лебедев – в 1906 году производит самостоятельные раскопки на пиженском городище. Составил его описание и хабор в размере 600 предметов. В 1910 году основал образовательное общество в слободе кукарка. Оно занималось караедением и пропагандой научных знаний был в этой конторе и музей с большой долей археологии. Худяков – он занимался изучением древностей малмыжского уезда и выпускает статью об археологических памятниках малмыжского уезда. В 1927 году проводит раскопки воробьевского и вичморского могильников в малмыжском уезде и по их итогам сделал вывод что они относятся к пьяноборской культуре.

В это время работы были масштабные и порой интерес к археологии в целом просыпался после работ в вятской губернии. Работы Спицына сдвинули работу но довольно много памятников оставались не изучены.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ.

После 1917 года наступает затишье так как пред страной стояли новый иные цели. Вплоть до 30-х годов археологические исследования проводились эпизодически. В 30-е годы оживилось и связано это с работой на территории вятского края репрессированных исследователей – Васильев и Грязнов. Васильев в 1933 году сослан на вятку и зачислен в вятский краеведческий музей. Здесь одним из важных занятий стала описание и инвентаризация коллекций собранных различными исследователями. Пополнил музейный фонд коллекциями привлекая материалы из районных музеев и из собственных археологических исследований на территории города Кирова. В 1935 году запросил и привез в музей коллекции по антропологии и археологии из государственного исторического музея и московского музея антропологии. Он привез те коллекции которые были собраны из материалов вятского края. Публиковал около 20 статей в местной печати. Очень тесно с ним работал Грязнов. Был выслан в 1934 году и здесь был принят в вятский краеведческий музей временно как археолог. Он вместе с Васильевым занимается инвентаризацией и описанием коллекций. Проводил и археологические исследования на территории города Кирова. В 30-е годы происходило строительство дома на московской на территории кремля и были обнаружены мостовые и он осуществлял там надзор. Происходило строительство центральной гостиницы и там тоже надзор делал там ранее было кладбище 18 века и было получено дофига костей и сам обрабатывал этот материал. Сделал вывод что среди вятского населения был весомым финно-угорский компонент. С 1936 года в музее был открыт отдел древней истории вятского края. Открыта археолого-этнографическая экспозиция. В 1936 году Грязнов возвращается в Ленинград. После 30-х годов опять имело место затишье которое кончилось в 50-е годы и начинаются масштабные экспедиции по территории вятского края. В 1955 году удмуртской археологической экспедицией были предприняты крупные исследования на территории области. Организована удмуртским республиканским музеем и удмуртским НИИ принимали участи кировский областной краеведческий музей и антропологическая экспедиция мгу. Главной целью было изучение вопроса о роли кировского края в этногенезе народов и в первую очередь удмуртского народа. Работы строились как разведка так и раскопки. Разведки были по левому берегу реки вятки и вои по территории нолинского уржумского и малмыжского районов. Нашли 5 стоянок 1 селище и др. раскопки были поселения буй 1 малмыжской стоянки озеленского и суворовского могильников и буйского городища. Был богатый хабор в виде предметов вооружения. Дали информацию о периоде переселения народов и тех миграциях которые имели место в этом регионе. Была выделена озеленская археологическая культура. Исследованы и отдельные воинские захоронения – шлемы кольчуги мечи топоры и другой замечательный хаборок. Были изучены интересные археологические памятники. В 1956-57 годах юг кировской области обследован марийской археологической экспедицией. Была организована по инициативе марийского научно-исследовательского института языка и истории. В ходе найдено 1 городище 3 селища 7 стоянок 5 могильников 18 местонахождений 2 кургана 2 мольбища и 1 место добычи кремния. Проведены раскопки 9 памятников на территории кировской области. Исследовали юмский могильник и нашли 9 погребений с богатым количеством хабора – бронзовые украшения и элементы костюма. По итогам были получены интересные данные. В 50-е годы проведены еще одни исследования института истории и материальной культуры и кировского краеведческого музея под руководством Гуссаковского. Наиболее важные работы были проведены на территории Кирова на территории хлыновского кремля. Заложил 2 раскопа и 6 шурфов общей площадью более 180 квадратных метров. Было установлено что культурный слой мощный – около 3 метров. Самый ранний строительный ярус он датировал 12-середина 13 века. Приходит к выводу, что Хлынов был построен во второй половине 13 века. Так же проводил разведочные работы на территории Александровского сада. И удалось обнаружить древне удмуртское поселение которое он назвал вятским городищем. Его отождествил с центром удмуртского племени ватка который был потом занят русскими поселенцами на рубеже 12-13 века. На основании работ этих пришел к выводу что в 13 веке в районе берега реки вятки между раздерихинским и засорным оврагами было 2 русских населенных пункта вятское городище и город Хлынов построенный во второй половине 13 века на месте поселков 12 – первой половины 13 вв. и последующее вхождение вятского городища в посад города Хлынова определило бытование двух названий Вятка и Хлынов у одного города. Вскоре некоторые ученые высказали сомнение о его работах например Эмаузский. Считал что город основан позже 1374 год вроде. Работы его проводились и на территории области в 1958-60-х годах проводил раскопки на никульчинском городище. Выделил там малое и большое городище. Сосредоточился на раскопках малого городища а на большом лишь один не большой раскоп. Те данные которые получил позволили охарактеризовал как административный и ремесленный центр рубежа 12-13 веков. Среди хабора много было оружия в том числе пластины от панцирных доспехов шпоры стремена наконечники стрел. Расцвет – 13-15 века. Прекращение жизни на городище в 15 веке и конец связан с походом Ивана Третьего. На малом городище выделил до русский слой который по его мнению принадлежал к ананьенской культуре. Кроме того проводил разведки на котельническом городище и орловском. Его интересовал древнерусский период. В 60-е годы исследования продолжались и в первой половине 70-х исследованиями занималась Стефанова. Исследовала памятники каменного века. И обнаружила первую стоянку мезолита. Чернявидская стоянка. Были обнаружены многие памятники каменного века в слободском районе в Чирках- чирки 2, 3 чирковская кремниеобрабатывающая мастерская и таким образом заселение вятки относится к эпохе мезолита. Концовский могильник исследовала. Бронзовый хабор там был. В 60-е работы проводили в основном понаехавшие исследователи то теперь начали отечественного производства ученые делать исследования. Главное что хабор за пределы области не выходил! В 70-е-80-е вятская экспедиция института археологии академии наук под руководством ашибкиной. Уделяли внимание каменному веку но искали и бронзу. Изучили многие важные памятники – юртик в Нолинском районе, буй 1, стоянки в окрестностях деревни студенец на Быстрице и могильник в уржумском районе. В 70-е и 80-е годы работала экспедиция удмуртского научно исследовательского института под руководством Наговицына. Проводил раскопки неолита и бронзы. Городищенскую стоянку и могильник исследовал и хабор относился к мезолиту. Так же чернушка 1, 2 на территории советского района. В 70-х же годах в 1973 году образована камско-вятская археологическая экспедиция при удмуртском государственном университете. Исследованиями была охвачена большая часть области как берегов вятки так и притоков. Большая часть знания о памятниках подчеркнута именно от туда. Руководила сбором хабора Голдина. Исследовали все. В 90-е и 2000-е работы проводила Кошелева на территории Кирова. Сначала от краеведческого музея. Акцент был на посаде и оборонительных укреплениях. За время изучения проделана большая работа по археологическому изучению области и изучены почти все районы. Но есть большое количество памятников области не изучены еще.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АРХЕОЛОГИЯ ВЯТСКО-КАМСКОГО РЕГИОНА

На сайте allrefs.net читайте: АРХЕОЛОГИЯ ВЯТСКО-КАМСКОГО РЕГИОНА.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕЗОЛИТ НА ТЕРРИТОРИИ ВЯТСКОГО КРАЯ.
8-6 тысячелетие до нашей эры. Человек мог обитать в бассейне реки вятки и еще раньше – в эпоху верхнего палеолита. Правда памятников то не нашли. Но подобные памятники обнаружены на террит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги