Краткое описание багуачжан

Так как технические методы (то есть тренировочные методы и боевые методы) данного стиля основываются на использовании ладоней, то его называют "багуачжан" ("ладони восьми триграмм"). Другие названия - "багуацюань" ("кулак восьми триграмм"), "багуа ляньхуань чжан" ("непрерывные ладони восьми триграмм"), "юшэнь багуа чжан" ("ладони восьми триграмм странствующего тела"), "лунсин багуачжан" ("драконьи ладони восьми триграмм"), "багуа юшэнь чжан" и т.д.

О происхождении багуачжан нет систематизированных и достоверных документов. В "Неофициальной истории Лань И" в "Записках об усмирении мятежа" имеется такая запись: ""В год дин-сы девиза Цзяцин (2-й год правления под девизом Цзяцин) Ван Сян из Цзинина, что в Шаньдуне, обучил Фэн Кэшаня кулачным методам. Кэшань полностью постиг это искусство. Весной года гэн-у (15-й год правления под девизом Цзяцин) Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методах Кэшаня есть бафанбу ("шаг восьми сторон"). Лянчэнь сказал: `У тебя шаг как в багуа'. `Как Вы это узнали?' - спросил Кэшань. `Я изучал триграмму кань' - сказал Лянчэнь. `А я - триграмму ли', - сказал Кэшань. `Ты - ли, я - кань, нас двое, ли и кань лежат в диаметрально противоположных дворцах, каждый тренирует то, что он тренирует', - сказал Лянчэнь. Отсюда видно, что багуачжан тренируют уже не менее сотни лет. Согласно исследованиям доступных сегодня документов багуачжан был создан во время династии Цин в годы правления под девизом Цяньлун Дун Хайчуанем (1813-1882) из деревни Чжуцзяу, что к югу от административного центра уезда Вэньань провинции Хэбэй. По преданию Дун Хайчуань с детства любил тренировать боевое искусство, был мастером многих видов боя - как без оружия, так и с оружием. Во время поездки к югу от Янцзы он в районе горы Сюэхуашань (современная гора Цзюхуашань в провинции Аньхой) получил указания по совершенствованию от даосов. После разъяснения о подчиняющихся законам "Канона перемен" "чертежу из Хуанхэ" и "схеме из реки Ло" он увязал их с ушу и соединил воедино. Натренировав багуачжан, Дун Хайчуань вернулся в Пекин. Будучи с поручением в резиденции князя Су он случайно продемонстрировал испугавшее людей мастерство багуачжан. Этим он заслужил расположение обожавшего ушу великого князя Су, и был назначен руководителем охраны резиденции. Дун Хайчуань преподавал в резиденции князя Су - и багуачжан стал распространяться (первоначально - в окрестностях Пекина). Из-за таких своих особенностей, как проворство тела и легкость шагов, изменения по мере передвижения, легкость лебединого пуха, стабильность каменной глыбы, изменение со скоростью вспышки молнии, неистощимость метаморфоз, багуачжан получил народную любовь и приснание. Не только столичные учителя и мастера ринулись во множестве заниматься этим стилем, даже среди младших отпрысков правящей фамилии было модно уметь продемонстрировать несколько кругов багуачжан. Иногда казалось, что "весь город наперебой говорит о багуачжан". С наступлением нашего века багуачжан еще больше распространился по Китаю, не только к северу и к югу от Великой реки образовалось пышное соцветие героев, его друзей стало возможным во множестве найти во всех уголках мира.

Багуачжан - это кулачный метод с такой особенностью, как перемещение ладоней в движении с вращением. Базовых методов действий ладонями восемь: ладонь одиночной смены стороны, ладонь двойной смены стороны, ладонь пронизывания, ладонь вспарывания, ладонь разворота корпуса, ладонь колебания корпусом, ладонь растирания корпусом и ладонь поворота корпуса. Каждая ладонь может превращаться в восемь ладоней, так что всего имеем шестьдесят четыре ладони. При движениях подъемы и опускания закручиваются, вертикальное и горизонтальное взаимно переплетаются, четыре прямых и четыре угловых - восемь направлений, соответствующих схеме восьми триграмм из "Чжоу И". В тренировочные методы базовой работы входят стояние столбом и передвижение. Требования к форме корпуса: вытянуть макушку и сделать вертикальной шею, сделать вертикальной поясницу и позволить стечь ягодицам, расслабить плечи и свесить локти, втянуть бедра и приподнять промежность. При перемещениях "двигаешься - словно идешь по грязи, движешься вперед - словно сидишь в паланкине, отталкиваясь ногой нужно провести одну голень вплотную к другой". Важнейшие методы действий руками: туй (толкать), туо (приподнимать), дай (затягивать), лин (управлять), бань (перетаскивать), коу (заворачивать внутрь), пи (рубить), цзинь (атаковать), лань (преграждать), цзе (пресекать), ти (поднимать), на (хватать), гоу (цеплять крюком), да (бить), фэн (запечатывать), би (заблокировать), шань (увернуться), чжань (разворачивать), сюань (вращаться) и це (отрезать). В целом вращение ладоней по форме соответствует сказанному в кулачных трактатах: "формой - словно странствующий дракон, взгляд - как у защищающейся обезьяны, оседаешь - будто садящийся тигр, поворачиваешься - словно кружащийся орел". Основные боевые техники багуачжан: гунь (накатываться), гуа (подвешивать), ти (поднимать), лоу (заграбастывать), гоу (цеплять крюком), фу (опираться), цзяо (перемешивать), цзя (подпирать), цинь (ловить), на (хватать), гэ (блокировать), де (ронять), ло (закатывать), коу (заворачивать внутрь), чуань (пронизывать), янь (прикрывать), туо (приподнимать), чао (срезать угол), лин (управлять), дай (затягивать), гуай (толкать локтем) и хуан (мелькнуть). В приемах внешне концентрируют внимание на руках, глазах, методах корпуса и шагах, внутри корректируют сердце, дух, мысль, ци и силу, увязывают воедино пустое и полное, изменения быстры и многочисленны.

После Дун Хайчуаня в багуачжан образовались два крупных течения, пошедших от Инь Фу и Чэн Тинхуа. В иньской ветви используют такую форму кисти, как "ладонь - язык коровы", то есть ладонь с естественно распрямленными и слегка примыкающими друг к другу пальцами; в чэнской ветви используют "ладонь - когти дракона", то есть большой и указательный пальцы сильно разведены, центр ладони чуть вогнут, остальные пальцы слегка разведены, словно удерживают мяч. В багуачжан есть одиночная тренировка, парная тренировка и саньда. В багуачжан используется такое специфическое оружие, как цзыу юаньян юэ (секира знаков `цзы', `у' и уток-мандаринок), цзичжао жуй (острие петушиной лапы), чжуанъюань би (кисть академика), фэнхуолунь (колесо ветра и огня), а также обычное оружие - багуа дао (широкий меч багуа), багуа цян (копье багуа), багуа цзянь (прямой меч багуа). Но независимо от того, с каким видом происходит тренировка, везде проявляются такие особенности багуачжан, как "изменения по мере передвижения", "оружие следует передвижению корпуса", "корпус следует смене шагов", "прием за приемом".

В рифмованых правилах багуачжан сказано:

Кулак восьми триграмм, передвижение - исходное.
Втянул - выбросил, ушел - вернулся. В шаге переходят друг в друга пустое и полное.
Двигайся как ветер, стой словно вбитый гвоздь. Попеременные раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги ясны.
Поясница должна быть ловкой, ци - как знамя. Глаза наблюдают щесть дорог, опережая руки и ноги.
Передвигайся как дракон, садись как тигр. В движении подобен реке в спокойствии - горе.
Руки - инь и ян, переворачиваются вверх и вниз. Расслабить плечи, свесить локти, сконцентрироваться на даньтянь.
Охватывая шесть дорог не рассеиваться. Ци по всему телу обретает естественность.
Раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги нужно делать тщательно, смены наступления и отступления - в пояснице.
Руки - три десятых, шаг - семь десятых. Руки и ноги наступают совместно, без раздумий.
Бедра бьют - передвижение, плечи бьют - сталкивание. Телу поручают теснить-опираться с незаметным ударом коленом.
Высоко не оборонить, низко не преградить. Встречно тут же атаковать и опередить.
Язык чисел обобщает тайны кулаков, не используешь мастерскую работу - и все зря.