Базовые требования к применению багуачжан

В "Кулачном каноне" сказано: "Начальный пункт науки боя нашей страны - период Воюющих Царств, успех - династии Тан и Сун, высший расцвет - династии Мин и Цин". Одна из вех высшего расцвета ушу при династиях Мин и Цин - это появление багуачжан в середине династии Цин. Детальное рассмотрение успеха багуачжан свидетельствует, что багуачжан действительно обладает очень высокой прикладной ценностью. Однако мастерское применение багуачжан в бою требует очень глубокой проработки.

Применение любого вида кулачного искусства имеет свои, только ему присущие особенности, и багуачжан, естественно, также не является исключением из общего ряда. Законов использования багуачжан очень много, основным является следование базовому принципу "применение - передвижением", овладение ясностью взгляда, быстротой рук, ловкостью корпуса, живостью шага, яростностью выброса, жесткостью силы, храбростью духа, следованием мысли, настойчивостью воли, полнотой силы, наполненностью ци и прямотой храбрости, владение трансформациями, нужно достигнуть того, чтобы "каждое дало все, на что способно". Ниже мы проведем небольшой конкретный анализ.

3.1 "Применение - передвижением"

База багуачжан - в передвижении ради применения, представляя себя в центре круга быстро смещаешься в одну из четырех сторон и восьми направлений (используя "облет девяти дворцов", "обход восьми триграмм" и "байкоубу") чтобы настичь находящегося в какой-либо точке внутри или вне круга противника. Отношение длины периметра к площади у круга меньше, чем у любого многоугольника (к примеру, чтобы окружить единицу площади, квадрату надо четыре единицы длины периметра, а кругу - только 3.14). Таким образом в багуачжан при хождении по кругу можно при наименьшем расстоянии контролировать наибольшую площадь, что позволяет выиграть время и сэкономить силы. Так как в багуачжан смена мест в хождении с поворотами обычно осуществляется за счет двух базовых типов перемещения - байбу и коубу, то во время прохода с поворотом в круг или из круга за счет байбу или коубу легко заставить противника провалиться в пустоту, потерять равновесие, перекоситься, наклониться, и вынудить его повернуться спиной. А улучив момент можно воспользоваться выгодным положением и из-за спины атаковать противника, легко достигая цели. Помимо этого из-за того, что в багуачжан, не говоря уж о байбу и коубу, в каждом шаге происходит перемена направления, очень легко захватить инициативу в ходе противоборства, используя взаимосвязь и взаимопреодоление прямого и косого, кругового и прямолинейного, поперечного и продольного. Противник идет прямо - я вхожу сбоку, противник входит сбоку - я бью прямо, противник наступает прямо - я иду по кругу, противник идет по кругу - я бью прямо, противник действует поперечно - я бью продольно, противник атакует продольной силой - я бью поперечной. Так используют перемещение по кругу, многократно и безостановочно меняя центр и окружность и атакуя противника по кратчайшему расстоянию (касательной или радиусу). В этом и заключается особенный стиль технических методов багуачжан. В этом особенность применения техники багуачжан и ее достоинство. Изучающий багуачжан в бою непременно должен использовать закон исполнения техники багуачжан - "применеия передвижением", полностью отвергая технические метожы других видов кулачного искусства, где передвигаются по прямой или по многоугольнику, и прославляя свои достоинства, полностью реализуя мощь техники багуачжан.