ВОПРОС 37.

ДАДАИЗМ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ. РАССМОТРЕТЬ НА ПРИМЕРЕ РАБОТ МАРСЕЛЯ ДЮШАНА «ВЕЛОСИПЕДНОЕ КОЛЕСО НА ТАБУРЕТКЕ» И «МОНА ЛИЗА С УСАМИ»

ОТВЕТ:

Дадаи́зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.

В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом

Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы.

Дюшан демонстративно сторонится роли художника, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже. На смену художественному творчеству приходит так называемый метод «готовых вещей» (ready-made), которые становятся художественным объектом лишь благодаря желанию и подписи автора, будучи помещенными в контекст выставки или музея. Первой «готовой вещью», попавшей в художественную экспозицию, было «Велосипедное колесо на табуретке».

Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином «реди-мейд». Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связанных между собой предметов и образов1) В психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Это одна из форм отображения объективной реальности. В психологии понятие «Образ» используется в нескольких значениях. Существует традиция, связывающая с образом преимущественно...
Подробнее >>.

Картина Дюшана, на которой Мона Лиза изображена с усами. Это точная копия Мона Лизы Леонардо да Винчи, но лишь с одним изменением - небольшими усиками. Кого-то подобная шутка над полотном да Винчи может шокировать, кого-то наоборот, развлечь или даже вдохновить. Но подобная "модернизация" признанных шедевров были излюбленным занятием художников дадаистов - членов авангардного художественного и литературного направления начала ХХ века.