Вопрос 7.

Гюстав Курбе – основатель натуральной школы. Поиски новых путей живописи на примере картины «Похороны в Орнане»

Ответ:

Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Новое:

- Монументализация повседневности

- трактовка жанровых сцен как исторической картины

 

«По́хороны в Орна́не» — крупноформатная картина. Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очнь бурную реакцию зрителей и критиков[3]. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна.

Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени. Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.

В 1849 году он создает грандиозную картину (3,14x6,65 метра) «Похороны в Орнане». Все в этом произведении было новым и необычным, сюжет, взятый непосредственно из жизни провинциальной Франции, изображение тяжелого события, вызывающего грусть у зрителей, прозаические участники церемонии – жители Орнана, написанные с натуры. Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился целый монументальный замысел.

На полотне Курбе расположил около пятидесяти фигур в натуральную величину.

Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора.