Реферат Курсовая Конспект
Гражданское общество и государство. - раздел Образование, Ответы на экзамен Введение в специальность Исходной Идеей Гражданского Общества Является Преобразование Коллективности ...
|
Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.
Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.
Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства.
В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.
Признаками правового государства являются:
1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона, т.е.:
а) Правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой. Любые другие нормативные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы директивы, инструкции) являются подзаконными.
б) Правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. Везде утверждается приоритет правового закона, и никто не обходить его предписания. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.
в) Правовой закон распространяется не только на общество, но и на само породившее его государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.
г) Правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета каких-либо подзаконных нормативных актов, носящих ведомственный характер и обслуживающих не общенародные, не общегосударственные, а групповые интересы. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.
2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.
3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении. Использование их создает условия для оптимизации деятельности всех структур государства, повышения эффективности управленческого механизма в целом.Третьей составляющей гражданского общества является собственно общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь.Разумеется, прежде всего речь должна идти об экономике. Центральное место в экономике, имущественных отношениях гражданского общества занимает человек-собственник, причем содержание понятия «собственник», очевидно, неправильно ограничивать только владением средствами производства.Еще одна специфическая особенность жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Если демократия образует политическую оболочку гражданского общества, то сами управленческие начала гражданскому обществу присущи внутренне, составляют его неотъемлемую качественную черту. Гражданское общество является саморегулирующейся, самоорганизующейся и саморазвивающейся системой.В органичном единстве с самоуправленческими началами находится и такая специфическая особенность жизни гражданского общества, как преобладание, приоритет в ней горизонтальных связей и отношений над вертикальными, иерархическими.Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву следует отнести мировоззренческий плюрализм (от латинского «плюралмс» — множественный). Структура гражданского общества, включая в себя целый ряд разнообразных, независимых элементов, изначально предполагает плюралистический характер отношений между ними. В этой связи исключительное значение имеет такой важный атрибут плюралистически организованного общества, как консенсус (лат. согласие, единодушие).Таким образом, гражданское общество — это совокупность самостоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индивидов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), которые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.
41Причины и факторы социальных изменений.Суть социологии – конкретнее определить суть соц. развития, его движущие силы, формы, пути и перспективы. Находясь в постоянном движении, общество претерпевает соответствующие соц. изменения в процессе перехода соц. явлений, их элементов и структур, связей, взаимодействий и отношений из одного состояния в другое, возникновение или исчезновение того или иного явления. Одни изменения могут проходить на микро-, другие на макроуровне. Различаются не только по масштабам, но и по своей глубине. Могут проходить в рамках сохранения качества данного соц. явления, а могут и выходить за пределы этого качества.Соц. развитие в узком смысле – это не всякое движение, не любое изменение, а лишь такое, которое связано с глубинными, структурными его изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Изменения в обществе составляют содержание развития, а его сущность состоит в изменении структуры целого, что категория развития применима только к объектам, имеющим внутреннюю структуру. Проходящие в рамках соц. развития соц. изменения имеют определенную направленность, исключающую хаотическое нагромождение таких изменений. Направленность общественного развития характеризуется как движение от низшего к высшему, от простого к сложному. (теория соц. эволюции вторая половина 19 в.)В рамках современной социологии поступательное движение общества связывается прежде всего с достигнутым уровнем промышленного или научно-технического развития, определяющим все другие стороны жизни общества. Неоднозначно в социологии решение вопроса об источниках соц. изменений. Одна группа ученых переносит его во вне общества, другие видят его в самом обществе. Последние как раз представляют интерес для социологии, т.к. причины и факторы изменения и развития общества ищутся во взаимодействии его различных сторон, структур.Особенно пристальное внимание этой проблеме уделило конфликтологическое направление в социологии, которое исходит из признание решающей роли соц. конфликта в развитии общества.Движение общества марксизм всегда рассматривал как самодвижение, т.к. главный источник соц. изменений он видел в единстве и борьбе противоположностей внутри любого соц. явления и процесса. Вся соц. история человечества представлена марксизмом как история борьбы классов. Соц. противоречия были и будут всегда, а потому и изменение и развитие общества, его частей – это нормальное его состояние.Сторонники современной немарксистской конфликтологической теории тоже признают соц. конфликты неотъемлемой чертой любого общества, одной из основной движущих сил соц. развития.Значение конфликта современные социологи видят в том, что он предотвращает консервацию и загнивание общества и ведет к его обновлению, регуляцию соц. конфликта рассматривают как путь достижения соц. стабильности, которое в конечном счете рассматривается как нормальное состояние общества. Соц. конфликт - любое соц. противоречие на любой стадии его развития.В социологии немало и таких концепций, которые исходят из иных парадигм в этом вопросе. Структурный функционализм, видя в обществе самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, именно стабильность системы считает естественным состоянием общественной жизни.Источник соц. изменений состоит во внутреннем взаимодействии тесно связанных элементов соц. системы, а также во взаимодействии разных систем. Соц. изменения, по Парсонсу, следует рассматривать как подвижное равновесие, которое может относиться как к части общества, так и к нему в целом. Задача общества как соц. системы состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать вероятность возникновении конфликта, а при его возникновении урегулировать его, чтобы это не дезинтегрировало соц. систему.
42Социальная эволюция и революция. Понятие реформы.В социальной философии понятия революции и эволюции рассматриваются как формы развития обществ. Но они же являются и формами формационных и иных социальных конфликтов и в этом качестве выступают внутренними источниками развития обществ и человечества. Они представляют формы идеологической, экономической, политической борьбы различных формационных общностей за изменение формации общества, т.е. системы его основных сфер.Социальные эволюции и революции как социальный конфликт между старой и новой формациями обществ и их цивилизациями включают изменения: 1) своих предметов, т.е. связаны с конфликтом интересов разных социальных общностей и 2) социальных субъектов исторического творчества, т.е. ведущих формационных общностей, обладающих совокупностью фундаментальных интересов. Они различаются именно способами развития социальных конфликтов, соотношения в них стадий становления, развертывания, разрешения, разными формами этих стадий и включают в себя:1. Изменение мировоззрения и идеологии общества, осознание взамен старых идеалов и целей – новых. Например, в Советской России на смену идеям самодержавия, православия, народности пришли идеи советской власти, коммунистической идеологии, советского народа. В то же время на Западе взамен общества (марксовского капитализма) всеобщей конкуренции и наживы возникла идея «общества всеобщего благоденствия». В социальных революциях это изменение происходит резко, нигилистически по отношению к старому (Петр I, Ленин, Ельцин), а в социальных эволюциях – медленно, с сохранением преемственности: буржуазно-социалистическая идеология не устранила насильственно старую, а просто перестала ее учитывать.2. Изменение политической сферы, перераспределение власти между нациями, классами, регионами страны в соответствии с изменившимися положениями этих субъектов. Вопрос о власти, как указывал Ленин во время Октябрьской революции, – это главный вопрос. Только через получение (или умаление) власти тот или иной субъект (нация, класс, регион и т.п.) способен выразить и реализовать свои интересы в обществе, повлиять на экономику, на распределение материальных благ в своих интересах. Нужно учитывать, что общество развивается, постоянно происходит изменение экономического положения субъектов, что требует постоянного изменения представительства их интересов в политический системе. Это и делается в странах, выбравших социально-эволюционный путь развития. В странах, где политическая система отстает от развития экономической и идеологической систем, это ведет к социальной революции.3. Изменения в экономической сфере (форм собственности на средства производства, отношений собственности и менеджмента в управлении экономикой и т.д.) в современных обществах осуществляются и собственниками средств производства, и государством, которое регулирует отношения между собственниками, выступая политическим посредником. Поэтому так велика роль государства в осуществлении социальной эволюции и революции.4. Изменение ведущего класса общества. Например, во время Французской революции 1789 г. к власти пришла буржуазия, которая свергла дворянство во главе с королем. Во время Октябрьской революции 1917 г. к власти пришли большевики, свергнувшие власть буржуазии. В 1991 г., свергнув власть большевиков, выражавших интересы советских рабочих, к власти пришли номенклатурные либералы, выражающие интересы новой российской буржуазии. Сейчас к власти пришли российские силовики (военные), выражающие интересы патриотической, державной и коллективистской части российского народа, которые хотят восстановить патриотизм, державность, солидарность. Мы можем снова въехать в накатанную колею политической формации.Борьба классовСоциальные эволюция и революция совершаются в форме идеологической, экономической, политической борьбы, но различаются соотношением и характером этих видов борьбы. Идеологическая борьба классов происходит на уровне мировоззрения, идеологии, политических программ, в которых выражаются коренные классовые интересы. Каждый класс, исходя из своего экономического, политического, образовательного положения открывает (формулирует) свое видение общества, его строя и развития. Это видение разрабатывается интеллигентами, встающими на позиции данного класса, т.е. рассматривающие все происходящее в мире с точки зрения этого класса. Например, с точки зрения пролетарско-большевистской интеллигенции (Ленин и др.) старое общество достойно уничтожения; в результате социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, на месте старого буржуазного общества создается новое пролетарское, выступающее прямой противоположностью первому и т.п. Буржуазная интеллигенция придумывает другую перспективу общества, его формации и развития. Так, буржуазно-социалистическая интеллигенция (Бернштейн и др.) разработала буржуазно-социалистическую перспективу, которая была реализована в странах Западной Европы. Эта перспектива была прямой противоположностью пролетарско-социалистической. Затем в результате пропаганды в сознание представителей своей формационной общности внедряется «своя» идеология и критика (а также высмеивание) идеологии противоположной.Социальная Реформа (social reform) — политические и социальные меры, осуществляемые с целью устранения социальных проблем. Движения за последовательные реформы и административные структуры, учрежденные для их осуществления, рассматривается как главная особенность, отличающая современные индустриальные общества от более ранних. Часто проводится различие между нарастающей и постепенной "социальной реформой" и социальной революцией. Например, фабианцы — Сидней и Беатрис Вебб (см. также "Фабианское общество" и фабианство) — считали социальную реформу методом "социальной инженерии", стимулирующим постепенное усовершенствование предоставления услуг и материальных благ без революционных изменений. По мнению некоторых критиков, многие социальные реформы скорее маскируют, чем устраняют фундаментальные проблемы и социальное неравенство. Реформа службы здравоохранения в Великобритании в 1974 г. была предпринята для улучшения обеспечения медицинским обслуживанием, но мало сделала для выявления причин нездоровья, коренящихся в социальной структуре общества. Анализ социальной реформы также поднимает вопросы об отношении между социальной наукой и ценностными суждениями.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины Основоположником социологии принято считать французского философа... Объект и предмет социологии... объект науки это то на что направлено внимание исследователей а предмет те связи и отношения в объекте которые...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гражданское общество и государство.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов