рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О. Конт и его позитивисткая социология.

О. Конт и его позитивисткая социология. - раздел Образование, Ответы на экзамен Введение в специальность Огюст Конт (1798-1857) Родился В Монтелье В Семье Финасового Чиновника. Был О...

Огюст Конт (1798-1857) родился в Монтелье в семье финасового чиновника. Был очень необычным человеком, уважал только нравственность и интеллект. Часто конфликтовал со старшими и властями. В 1814 году поступил учиться в Высшую Политехническую школу в Париже. Вскоре его исключили и отправили в Монтелье под надзор полиции за антиклерикальные и республиканские взгляды. В 19 лет Конт стал секретарем Сен-Симона. Но через 7 лет их отношения прекратились, и молодой философ начал преподавать на дому. В этот период Конт испытал кризис психического здоровья, после выхода из которого он написал 6-ти томный “Курс позитивной философии”. Позитивизм Конта поглотил его личность, он стал проповедовать эту концепцию во всем. Вел частную педагогическую практику, занимался репетиторством. Жил скромно. Умер в бедности в 59 лет. Конт активно выступал против метафизики. Считал необходимым выработать новый научный взгляд на общество. Этому должны были способствовать наблюдение и эксперимент. В своей работе “Курс позитивной философии” Конт рассматривает закон “трех стадий” развития интеллектуального человеческого сознания. На I стадии – человек объясняет мир действием сверхъестественных сил. На II стадии – появляются отвлеченные абстракции, на III стадии – человеческий ум признает невозможность достигнуть абсолютных знаний.Позитивизм – это философская концепция, которая считает, что наука должна иметь дело только с наблюдаемыми нами объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта. Суть позитивизма – все явления подчиняются непосредственным естественным законам, признав невозможность познания первопричин и конечных причин. Конт считал необходимым научно объяснять общественные явления – создать “общественную физику”.Конт провел четкую грань между социальной философией и социологией, которая первоначально была названа социальной физикой. При изучении социальных явлений, по мнению Конта, необходимо делать акценты на наблюдениях, социальном эксперименте, сравнительных методах. При этом эти изучения не могут быть абсолютными, они всегда остаются относительными.По Конту, социология должна не только описывать социальные явления и процессы в обществе, но и уметь предвидеть, проанализировать и управлять этими процессами. Социологию Конт классифицировал как функциональную систему, основанную на разделении труда. Он делил ее на 2 части:1. Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма. Индивид, семья, общество – элементы структуры коллективного общества. 2. Социальная динамика – социальная физиология, изучающая законы функционирования “коллективного существа”. Статика изучает общество в состоянии покоя, а динамика – в состоянии движения. Больше всего Конта волновала социальная динамика, которую он отождествлял с социальным прогрессом. Он считал, что прогресс человеческого общества возможен. Люди могут передавать накопленные духовные богатства из поколения в поколение. Конт считал, что динамику от статики можно отделять друг от друга в целях анализа, но это два аспекта единой науки. По мнению Конта необходимо изучать реальные факты общественной жизни, а не анализировать лишь причины или искать абсолютные истины.Основой общества Конт считал семью, так как она возникла как общественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются общественные отношения: неравенства, подчиненности, зависимости и т.д. Семья является основой формирования государства, моделью его организации.Наряду с семьей основным условием существования социального организма является разделение труда, возникающее под влиянием естесственных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность, мораль.

Конт изучает реальную социальную структуру общества, выделяя 4 класса:

· спекулятивный (это люди науки, философии, эстетики)

· практический (это производители, торговцы, банкиры)

· аграрный (это фермеры, пастухи, пахари)

· рабочий (это простые трудяги)

Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе.

Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Он действительно стал основателем социологии как самостоятельной науки. Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую определенность, сыграла большую роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскрытии социальных законов.

13 Эволюционистская социология Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же

законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух

направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных

элементах: эволюционной теории, органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма), учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:1. рост, увеличение в объеме, 2. усложнение структуры, 3. дифференциация функций, 4. рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве. Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи

эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию: интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода,которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем 1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,религиозной и т.д2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

14 Взгляды Э. Дюркгейма на обществоЭ.Дюркгейм был создателем концепции "общего" сознания, согласно которой общество - это единый организм, где деятельность отдельных лиц, групп, слоев и т. д. настолько тесно связана, что мы можем лишь условно рассматривать структурные элементы этого организма. На общество, этот философ и социолог приходит к выводу, что оно имеет черты, которые в той или иной степени присущи каждому его члену. Отсюда вывод Дюркгейма об общественной солидарности относительно взглядов на судьбоносные проблемы, стоящие перед людьми, взглядов на роль труда, необходимость сотрудничества как на региональном, так и глобальном уровнях. Это требует, отмечал Э.Дюркгейм, постоянной активизации деятельности общественных организаций, поисков новых идеалов, способных цементировать общество. Основным "цементирующим" фактором общества, считал он, должно стать право. И не уголовное право, а прежде юридические нормы относительно деятельности администрации на производстве, семейных отношений, торговых операций, четкого соблюдения всеми гражданами статей Конституции подобное. 1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б)они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактам отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами несводимыми к сознанию или действиям каждого индивида. Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма илисоциального реализма. Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурно организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесьрасположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда. Он выделял следующие признаки болезни общества: 10. аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),11. социальное неравенство,12. неадекватное разделение труда.Далекий от материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгеймвидел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенствеморальных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, чтоконцепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но нераскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на экзамен Введение в специальность

Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины Основоположником социологии принято считать французского философа... Объект и предмет социологии... объект науки это то на что направлено внимание исследователей а предмет те связи и отношения в объекте которые...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О. Конт и его позитивисткая социология.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социологическая концепция М. Вебера.
В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и обществаи, следовательно, признание необходимости существования двух типов научногознания : наук о пр

Сущность и главные идеи структурного функционализма в современной зарубежной социологии.
Структурный функционализм - это методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимо

Сущность и главные идеи теории социального конфликта в современной зарубежной социологии.
Теория социального конфликта- это теоретическое обоснование конфликта. Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованн

Сущность и главные идеи бихевиоризма в современной зарубежной социологии.
Бихевиоризм (от англ. – поведение, буквально – наука о поведении) – направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций

Сущность и главные идеи теории социального обмена в современной зарубежной социологии.
Теорию социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи Джордж Хоманс и Питер Блау. Корни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называется бихевиоризм (от

Сущность и главные идеи символического интеракционизма в современной зарубежной социологии.
Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматрива

Сущность и главные идеи феноменологической социологии в современной зарубежной социологии.
Самым последовательным выражением идей понимающей социологии стала феноменологическая социология, основателем которой был австрийский философ и социолог, последователь Гуссерля, Альфред Шюц (1899-1

Социология и социальная антропология.
О взаимообогащении социологии и антропологии писал известный американский лингвист и антрополог Э.Сепир. Он полагал, что антропология может содействовать развитию социологических методов в следующи

Соотношение предмета истории и социологии.
В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной. Это история. И история, и социология имеет объектом и предметом своих исследований общество и его з

Взаимосвязь социологии и экономики.
Исследуемую проблему можно отнести как к области социологии, так и к области экономики. Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведен

Соотношение социологии и культурологии
Социология как наука, изучающая за­кономерности человеческого обще­жития, неразрывно связана с миром куль­туры — миром, созданным творческой инициативой. Самое понятие «кул

Соотношение социологии и политологии.
Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:1. социальные общности, организации и институты являются важнейшими

Социология и психология, социальная психология.
Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих нау

Проблема человека в социологии.
В современной социологии проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. У социологов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки

Города как политические, экономические и социальные агенты.
О городе в экономическом смысле можно говорить лишь там, где местное население удовлетворяет существенную часть своих повседневных потребностей на местном рынке, т.е. город в понимаемом нами смысле

Механизмы функционирования общества.
Механизмами функционирования общества как саморегулирующейся системы являются социализация, институционализация, легитимация.Социализация — это процесс включения человека в общественную жизнь. В хо

Генезис и типология обществ.
Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальну

Гражданское общество и государство.
Исходной идеей гражданского общества является преобразова­ние коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей в

Изменения и социальный прогресс.
Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие

Современное российское общество и его общая социологическая характеристика.
45Личностный потенциал специалиста: понятие, структура.Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая

Профессиональный интеллект и социологическое воображение
.Познавательная деятельность непосредственно связана с интеллектом (интеллект, в переводе с латинского, означает – познание, понимание, рассудок) как способностью человеческого мышления адекватно в

Профессиональная этика и нравственный облик социолога.
Правовые и моральные основы профессиональной деятельности социолога складываются из многих элементов, имеющих различную природу своего происхождения: ü служебные требования неразглаше

Основные сферы профессиональной деятельности социолога.
Социологи работают в различных сферах исследования. Исходя из той сферы, в которой работает данный специалист, он имеет свое название. Это может быть маркетолог, аналитик и т.д. Если рассмотреть пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги