Римская история» Никифора Григоры.

Никифор Григора родился около 1295 г . в Азии, в царствование Андроника старшего. Патриарх Филофей представляет его пафлагонцем, а сам он называет себя в своем разговоре «О мудрости» ираклийцем. В раннем возрасте он поселился в Константинополе, где о его репутации как ученого стало известно Андронику II, которым он и был назначен хартофилаксом (хранителем архивов).

Когда Андроник был свергнут (1328) своим внуком Андроником III, Григора проявил солидарность и ушёл в частную жизнь. Его с трудом убедили принять участие в словесном поединке с известным калабрийским монахом Варлаамом, где последний был посрамлен. Это способствовало росту репутации Григоры и привело к нему множество учеников.

Григора оставался предан Андронику Старшему до последнего, но после его смерти он преуспел в завоевании расположения его внука, которым он был назначен вести безуспешные переговоры об унии Греческой и Латинской Церквей с посланниками Папы Иоанна XXII (1333). Впоследствии Григора сыграл важную роль в исихастских спорах, в которых он яростно оппонировал Григорию Паламе, главному вдохновителю движения. После того, как учение Паламы было признано собором 1351 года, ученики Григоры или были взяты под стражу, или же вынуждены отказаться от всякого общения с своим учителем. Григору впрочем пощадили; ему и некоторым другим дозволили отправиться домой. Соборное определение было обнародовано не вдруг, но спустя два месяца. Его подписали императоры — Иоанн Кантакузин и его зять Иоанн Палеолог, затем Каллист и другие епископы. Спустя немного, Кантакузин, во всем царском облачении, вошел в алтарь и собственными руками возложил это определение на престол, при одобрительных возгласах последователей Паламы и при их предсказаниях, что за эту заслугу Кантакузина Бог расширит пределы римской империи. Григора, как только услыхал об этом, сказал: «когда увидите мерзость запустения на месте святом, тогда знайте, что приблизилось разрушение римской империи». За это и за другие вины на Григору, как и на других, было наложено молчание, он был фактически заточен в монастырь на два года. О последних годах его жизни ничего не известно.

Как в красноречии Григора имел наставником ученейшего и красноречивейшего человека своего времени патриарха Иоанна Гликиса, так в астрономии - великого логофета, Федора Метохита (и этот наставник Григоры был очень доволен своим слушателем, потому что не раз называл его наследником своей учености, что выразил с особенною силою и в стихах, написанных Григоре из ссылки)[3]. Этот факт делает особенно ценным для нас данный источник, потому, как мы сможем наблюдать далее, будучи человеком ученым, а также имея фундаментальные знания по астрономии, Григора в своей работе не позволял себе необоснованных резких высказываний или непреднамеренных неверных трактовок в силу незнания предмета; он и в принципе опасался допустить какую-нибудь погрешность в изложении истории (в той ее части, где сам не был очевидцем), а известные себе события излагал с возможной отчетливостью и обстоятельностью. Помимо этого, Григора сам по положению звезд мог прогнозировать те или иные события, его советами пользовались сами императоры. Приведем здесь один пример: на третий или четвертый день после Собора император Андроник, почувствовав себя очень дурно, посылал спросить Григору, благоприятствует ли его выздоровлению положение звезд или нет; но не дождавшись ответа, впал в летаргию и умер 15 июня 1341 г.[4] (Ник.Гр., кн. 11, гл. 11). Сам Григора в тот момент был тяжело болен, отчего и не смог присутствовать в назначенный день на Соборе.

Итак, у Никифора Григоры обнаруживаем внушительную скрупулёзность, стиль его местами помпезен и тенденциозен. Более чем пристальное внимание уделено религиозным вопросам и догматическим спорам. Следующим по нашему принципу следует Никита Хониат.