рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанр и особенности жанра в журналистике

Жанр и особенности жанра в журналистике - раздел Образование, Введение в специальность Проблема Заключается В Том, Что Не Существует Единого Определения Понятия Жан...

Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты.

 

В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике "чистота" жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для "бульварных" изданий и низкопробных теле - и радиопередач.

Нередко приходиться слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует также суждение, что тема жанров в журналистике не заслуживает внимания, поскольку содержание понятия "жанр" непрерывно меняется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой набор жанров. Согласиться с этим нельзя по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как "жанр", существует объективно, независимо от мнений, как теоретиков, так и практиков. У каждого конкретного произведения есть состав определённых характеристик, возникающих либо относительно произвольно, либо в результате специальных творческих усилий автора (как в искусстве). Объединение может быть произведено разными исследователями на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, наиболее верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных признаков, включаемых какую-либо устойчивую группу. Уже после того, как определён объединяющий признак (или признаки), его называют "жанровым признаком", а объединённую им группу - "жанром".

Во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит: "Напишите хороший материал об авиации". Совсем по-другому воспринимается просьба написать очерк о лётчике-испытателе. Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистского материала, предопределяющих его жанровую определённость, намного значительнее роли предмета. В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный.

Рредмет, функция и метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр, и при сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая "устойчивая форма", в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.

Определённый жанр соответствует темекак предмету, но он предметно ориентирован не на каждый отдельный жизненный материал, а на определённый его тип. Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полёте в космос, о пожаре - но обязательно о ходе события. Статья работает только с проблемами, интервью - с мнениями, а рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с её отражением в фильме, в книге, спектакле. Нарушение этого порядка приводит к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Чтобы этого избежать, журналист должен отчетливо представлять не только "фактуру", но и задачу, которую ему предстоит решать.

Выделение особого вида жанра или смешивание его с другими жанрами происходит в результате изменений в каждом из жанрообразующих факторов. Эти изменения могут быть обусловлены отмиранием (не основных) и появлением новых функций жанров. Усложнением информационных задач, открытием новых предметных граней действительности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в специальность

Редакция газеты Часть управления часть подчинения... Любую редакцию возглавляют специалисты управленцы главный редактор его... На специализацию журналистов серьезно влияет тип печатных периодических изданий в которых они работают периодичность...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанр и особенности жанра в журналистике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Журналистика как предмет изучения.
Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложенный в понятие «журналистика». Чтобы возможно более пол

Формирование личности журналиста.
Вхождению в профессию помогают или мешают генетически обусловлененные факторы (эмоциональная устойчивость, экстраверсия – ориентированность человека на внешний мир, альтруизм – бескорыстная забота

Пражурналистские явления.
По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биографию. Она не существовала, например, в античном мире и во времена средневековья.

Возникновение журналистики; первые печатные газеты в Европе.
Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным рас­прос

Изобретение Иоганна Гутенберга
Иоганн Гутенберг родился между 1397 и 1400 годом в семье патриция и торгового агента Фриле Генсфлайша (Гейнсфлейша) и дочери сукноторговца Эльзы Вирих в городе Майнц. Он был младшим ребенком

Первое печатное издание в Сибири
Несколько иной характер имел журнал, который с сентября 1789 по декабрь 1791 г. издавался в Тобольске и назывался «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Это был просветительный журнал с преобладанием

Методы сбора журналистского материала.
  ТРАДИЦИОННЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ МЕТОДЫ: НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ИНТЕРВЬЮ   Наблюдение. В его основе, пишет Г.В. Лазутина, лежит «способность чело

Тема, замысел, факт в журналистике.
Анрановский: Итак, тема, по-моему, – это главная мысль или сумма мыслей, выражающих отношение автора к явлению, которое он отбирает для исследования и

Концепция и композиция журналистского материала.
  Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения обусловлено конкретным замыслом. Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит литературному оформлению

Особенности понятий СМИ и СМК.
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Средст

Внешняя и внутренняя структура газеты. Их особенности.
Анонс – предварительное объявление, на первой странице газеты или журнала перечисление интересных материалов в номере. Полоса- страница в печатном изд

Аргументация в журналистском тексте
Аргументация – это: 1.Умение приводить аргументы, доказательства. 2.Совокупность аргументов. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. «Центром аргумента

Анализ-расщепление фактов в журналистике
Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в

Журналистика как фактор социального управления.
Управление есть такое воздействие, которое приводит к изменению в структуре, состоянии и деятельности объекта, на который направлено воздействие. Управление может осуществляться с заранее поставлен

Формирование социальной позиции
Журналистика разных социальных ориентации стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания. Сознание ка

Система принципов в журналистике
Поскольку принципы - это теоретико-методологические основы журналистской деятельности, естественно возникает теоретическая и практическая необходимость выяснения оснований выделения принципов, сово

Экономические условия и факторы свободы СМИ
Теоретически очевидно, что для того, чтобы реализовать свою социально-творческу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги