Образование как картина мира

Поступив в университет каждый студент уже одним этим действием делает важный шаг в направлении своего саморазвития, совершенствования, раскрытия творческого потенциала. Это первая ступень на пути превращения единичного, конкретного человека в творца культуры. Однако впереди – долгий путь «образования» себя, т.е. самостоятельной работы в отношении себя и для себя. В этом отличие от обучения, так как выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно.

Швейцарский писатель и философ Петер Бьери описывает образование как способность ориентироваться в мире и связывает эту способность слюбопытством — неутолимым желанием познавать мир, раскрывать факты и объяснять почему они именно таковы. Образование существует как просвещение:оно предохраняет человека от участи жертвы. Того, кто разбирается что к чему, труднее обмануть. Он не даст сделать себя фишкой в чужой игре — политиков или рекламодателей. Образованность позволяет отличить правильный ход мысли от пустой риторики, тем самым защищает от навязчивой болтовни, промывки мозгов и всяческого сектантства, формируем критическое сознание. Образование воспринимается как историческое сознание, какисторическая любознательность. Это постижение разнообразия государственных институций и правовых систем, приобретение представлений о многогранности мира, уважения к чужой культуре, отказ от чувства собственного превосходства. «…человек может считаться образованным, если он глубоко и полно сознает великое многообразие форм жизни, выбираемых людьми». Образование способствует точному самовыражению. «Человек, читающий специальную литературу и пытающийся выработать собственное суждение по поводу конкретного предмета, приобщается к целому хору голосов. Он больше не одинок…». Он начинает видеть мир по-другому, обнаруживать в нем новые взаимосвязи. Читатель художественной литературы узнает как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния, обогащает палитру понятий. Образование вводит в самопознание, в анализирование своих мыслей и мнений, своих желаний и эмоций, осмысление своего прошлого и своего представления о будущем, создает и постоянно уточняет собственный образ. Образование воспитывает моральную восприимчивость, способность смотреть на мир глазами другого, развивает в человеке тонкое социальное воображение, служит заслоном от жестокости. Образование может восприниматься как поэзия через яркое постижение жизненного момента в стихах, живописи, музыке. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в многослойной целостности человеческой культуры. В этом ясное отличие образования от обучения.

В философском смыслеОБРАЗОВАНИЕ рассматривается как функция социума,оно обеспечивает воспроизвод­ство и развитие самого социума, его систем деятельности и распределено по всей системе человеческих отношений. Образование как процесс трансляции культуры и реализации культурных норм осуществляется специальными социальными институтами в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.

Внутри единого процесса и одной генерализированной функции необходимо выделять и анализировать как минимум пять отдельных функций и процессов: 1) О. в узком смысле — функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности; 2) подготовка кадров — функция комплексирования и завязывания на образовательных институтах требований развивающихся и воспроизводящихся технологий; 3) обучение — функция технологизации эпистемической деятельности; 4) воспитание — функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, воспроизводства и экологии хозяйственных укладов, природных ландшафтов, национальных традиций и т. д.; 5) грамотность — функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем группам и стратам в обществе, технологизации образа жизни. В образовании как сфере социокультурной практики базовые образовательные процессы реализуются посредством кооперативного взаимодействия функциональной, методологической, научной, проектно-программной, исследовательской и оргуправленческой позиций ее представителей.

Образование предстает как сложно организованная система общественных практик, имеющих ряд важных стратегических эффектов воздействия на общество. Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования.

Во всех своих вариантах образование в той или иной степени смыкается с культурой или же составляет ее органическую часть. Образование можно в общем определить как процесс, систему и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентаций и опыта, накопленного в обществе. Социокультурные факторы составляют его важнейшую детерминанту, образование способно в той или иной степени втягивать в свою орбиту прямо или косвенно все социальные группы, оказывать существенное влияние на все стороны духовной жизни. Главным образом через систему образования происходит проникновение научных теорий и художественных ценностей в сознание масс, чем просвещеннее массы, чем больше элементов научного миропонимания вошло в их обыденное сознание, тем эффективнее воздействие массового сознания на высокую культуру. Школа (от начальной до высшей) представляет собой основное связующее звено между различными уровнями духовной жизни общества.