Фундаментальная культурология

Фундаментальная (теоретическая) культурология - отрасль культурологии, исследующая культуру как сложную, саморазвивающуюся со¬циальную систему и форму бытия, порожденную "сверхприродными" каче¬ствами и способами деятельности человека; как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, приемов и способов непре¬рывного воспроизводства социального наследия в области экономики, поли-тики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; как средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверж¬дения личности.

В практике фундаментальной культурологии сформировались три основных направления исследований (выделяемых по объектной сфере):

- социальная культурология раскрывает социокультурные процессы и явления, порождаемые людьми в ходе их совместной жизнедеятельности и в формах его социальной практики (без личностных, индивидуализирующих черт как творца и потребителя культурных реалий, рассматривающая его как условного функционального субъекта культурных процессов); в западной традиции это называют социальной и культурной антропологией;

- психология культуры исследует про¬блемы “субъективации” культурной личности, ее творческий, интерпретативный подход к культурным нормам, образцам и стереотипам общества, культурного воспроизводства его субъектов (инкультурированных личностей); это направление имеет традиционное название психологической антропологии;

- культурная семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому; понимание определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений, изучает культурные феномены как средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри сообщества, между различными сообществами как культурными целостностями.

Все эти направления культурологии имеют различия в объектах исследования (общество, личность и языки коммуницирования между ними) и единый предмет исследования: социально-интегрирующие, ценностно-норматив¬ные, регулятивно-коммуникативные и социально-воспроизводственные механизмы организации жизнедеятельности людей.

В современной культурологии сложились три основных методологических подхода:

1. Классический подход уходит своими истоками к учениям И. Гердера. И Канта, Г.В.Ф. Гегеля, частично к К. Марксу. Культурно-историческая теория отличается от позитивных наук о природе анализом объективных закономерностей культуры без учета субъективных творческих действий людей, что приводит к упрощению выводов.

2. Неклассический подход, у истоков которого А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а также В. Дильтей, О. Шпенглер, во многом З. Фрейд – признает культуру недоступной объективному научному анализу и в ее субъективную суть проникает, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии впоследствии обнаруживает теория и практика постмодернизма, которая "раскультуривает" человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа.

3. Позитивнонаучный подход, порожденный учениями Э.Б. Тайлора и Л. Уайта, в котором анализ культуры не противопоставляется анализу природы и осуществляется на основе научных принципов, с выявлением законов и механизмов существования культуры. Свобода воли человека и его творческая деятельность как источники культуры выносятся за скобки научного анализа.