Культурные потребности

Культурная деятельность есть деятельность духовная, осуществляемая на двух уровнях: уровне исходной духовной деятельности и уровне элитарной духовной деятельности. Духовные социальные потребности состоят в формировании и поддержании самосознания социальной общности, в обеспечении духовного производства в разных его формах (от мифологического и этического до политического и эстетического), в социализации подрастающего поколения и включении его в общественную жизнь. В их числе: познавательная (интеллектуальная), эмоциональная (аффективная), этическая, эстетическая, коммуникационная. Духовные потребности — важный компонент субъективного психического мира личности, который, как справедливо заметил Эрих Фромм, играет не менее важную роль в мотивах человеческой активности, чем физиологические и материальные потребности.

Социальные потребности образуют высший уровень потребностной иерархии, поскольку они базируются на личностных потребностях, предшествующих им, так же как индивиды должны предшествовать их объединениям, иначе объединять будет некого. Социальные потребности не есть сумма индивидуальных потребностей членов социума, хотя общество (государство), абстрактно говоря, призвано создавать наилучшие условия для удовлетворения последних. Социальные потребности имеют целью поддержание целостности и обеспечение дальнейшего развития данной исторически сложившейся социальной системы. Они проявляются во всех сферах общественной жизни и подразделяются обычно на материальные, социально-политические и духовные.

Типизация потребностей по субъектам-носителям весьма важна: она позволяет разграничить личностные культурные потребности, которые служат источником индивидуально-культурной деятельности, и социально-культурные потребности, обусловливающие социально-культурную деятельность.

Формула «потребность — деятельность» упрощает дело. На самом деле в процессе всякой деятельности выстраивается потребностно-деятельностная цепочка, включающая потребности разных типов. В данном случае типизация потребностей производится не по субъекту-носителю (субъект остается постоянным), а по иному признаку.

Абсолютные, вторичные, спонтанные потребности. Абсолютные потребности (А-потребности) — конечное множество функциональных потребностных свойств, необходимо (закономерно) присущих всем субъектам. Это объективные врожденные способности активно реагировать на рассогласования между нужными и наличными условиями его жизнедеятельности. Абсолютные потребности личности заложены в генетических программах, подобно способности людей к прямохождению. Социальные А-потребности закономерно формируются в процессе социогенеза. Своевременное удовлетворение А-потребностей — необходимая предпосылка сохранения субъекта.

В процессе удовлетворения А-потребности у личности (социума) появляется потребность в некоторых средствах (инструментах) для решения тех или иных практических задач; такие потребности именуются вторичными, вспомогательными В-потребностями, образующими как бы «второе поколение» потребностей.

У личности (социума) могут еще возникать спонтанные (стихийные, случайные) потребности (С-потребности), которые зачастую сильно влияют на поведение субъекта. Они — итог личного опыта индивида или истории социума. Поэтому С-потребности трудно прогнозируемы, весьма разнообразны, их нельзя вычислить априори.

Абсолютные потребности представляют собой первоисточник целенаправленной деятельности. Деятельность в свою очередь порождает В-потребности, для удовлетворения которых нужна другая деятельность, и т. д. По мере накопления опыта, личных пристрастий и отвращений развиваются и приобретают самостоятельный побуждающий потенциал ценностные ориентации, которые мотивируют С-потребности, стимулирующие новые виды деятельности.

Получается причинно-следственная цепочка:

А-потребность — Деятельность 1 — В-потребность — Деятельность 2 ... С-потребность — Деятельность 3 и т.д.

Например: Познавательная потребность (А) — Обучение — Потребность в чтении (В) — Чтение — ... — Читательский интерес (С) — Библиофильская деятельность.

Потребность первична, а деятельность вторична, ибо цель есть элемент потребностной системы. Абсолютные потребности есть первоисточник, первичный толчок активности живых систем. Получаем следующую причинно-следственную цепочку.

Внешний мир — А-потребность — Поведение — В-потребность — Деятельность... и т. д.

Гипотеза абсолютных, вторичных, спонтанных потребностей распространяется лишь на человеческие, личностные и социальные потребности, не охватывая потребности биологические, которые все имеют абсолютный характер. По этой причине биогенные потребности личности являются абсолютными, а социогенные могут быть как абсолютными, так и вспомогательными или спонтанными.

В культурологии имеется широкое и узкое понимание культурных потребностей. В соответствии с широкой трактовкой культурные потребности определяются как «потребности в реализации сущностных сил человека в процессе его материальной, социально-политической и духовной деятельности». Культурные потребности не сводятся к духовным потребностям, а охватывают и ряд материальных потребностей, таких, например, как потребность в физической культуре и спорте. Широкая трактовка, нетрудно увидеть, исходит из социоатрибутивной концепции культуры.

Узкое понимание культурных потребностей ориентировано на антропоцентристскую концепцию и утверждает, что культурные потребности относятся к духовным потребностям, они служат побудительными силами для распространения, сохранения и потребления ценностей духовной культуры, воздействуют на внутренний мир человека. «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном пространством и временем общении людей». Содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические, коммуникативные.

Внутренние побуждения человека играют решающую роль в досуговых занятиях человека. Если в реальной действительности в сфере рабочего и определенной части внерабочего времени всегда имеет место деятельность, движимая мотивом необходимости, долженствования, то в сфере свободного времени обычно возникают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни прямой материальной детерминации. Человека привлекает само действие как таковое. Главной является мотивация процессуального типа, связанная с непосредственным интересом к процессу. В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей – физических, интеллектуальных, эмоциональных. Для культурной деятельности характерен факт: фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей. Очень часто такое стремление к удовольствию уводит от ценностных ориентаций признаваемых в обществе.

Для формирования и побуждения культурных потребностей приходится прибегать к внешней активации. Если мотивы являются внутренними побудителями практической активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним относятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая подталкивающая к деятельности организация объектов и средств удовлетворения потребностей. Стимулирование полноценной социокультурной деятельности, пробуждение интереса к тому или иному виду культурно-досуговой деятельности составляет сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.

В духовном пространстве потребностно-мотивационной сферы потребности разных типов взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети, вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с другими людьми, необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7-8 лет не возвращаются к людям. Другой пример. Потребность в свободе может войти в конфликт с потребностью в социализации (ДАЛ.2), который не всегда разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жизненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых сильно социализированные и, стало быть, конформированные личности пытаются избежать. Э. Фромм (1900—1980) красочно эту

Э. Фромм в книге «Бегство от свободы» (1941) описал конструктивные и деструктивные методы удовлетворения одних и тех же потребностей разными людьми. Так, контактная потребность в общении, единении и чувстве локтя может проявляться в страстной преданности, дружбе и солидарности, в любви к товарищам, вступлении в тайный союз, а может привести к разгульной жизни, пьяным сборищам, потреблению наркотиков и другим способам разрушения личности; потребность в самореализации может выразиться в самопожертвовании и продуктивном труде, а может — в садизме и деструктивности; эмоциональная потребность может стимулировать интерес к искусству, природе, творчеству, а может удовлетворяться путем погони за удовольствиями и праздными наслаждениями103