рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религия как общественное явление и феномен культуры

Религия как общественное явление и феномен культуры - раздел Образование, Учение о познании   Религия Как Явление, Присущее Человеческому Обществу На Протя...

 

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени большинство населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, малопонятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она проявляется в культовых обрядах, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия. Поэтому вопрос о статусе религии в общечеловеческой культуре, о том, что составляет ее сущность, какие признаки в ней являются определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения. Практически все знаменитые философы прошлого и наших дней отмечали то огромное, ни с чем не сравнимое воздействие, которое оказывают различные религии на чувства и мысли людей.

В традиционном понимании религия - это особая форма общественного сознания, отражающая бытие в неком фантастическом виде. В философском плане она представляет собой мировоззрение, включающее в себя ряд конкретных положений, без которых теряет самое себя, вырождаясь в оккультизм и подобные ему псевдорелигиозные явления. Кроме того, стоит отметить, что религия - это один из духовных регуляторов общественного и индивидуального поведения людей. Основная же ее роль, по мнению религиозных философов, состоит в том, чтобы морально помогать людям преодолевать сложные ситуации в их жизни и духовно очищать, поднимая до некоего абсолютного совершенства. Один из крупнейших религиозных философов XX века Семен Людвигович Франк писал: «Религия всегда означала веру в реальность абсолютно-ценного, признание Начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная правда духа. Религиозное умонастроение сводится именно к осознанию космического сверхчеловеческого значения высших ценностей» [1].

Вообще проблема религии крайне интересна, но особенно с точки зрения философского осмысления этого духовного явления в общечеловеческой культуре. Религиозная философия испокон веков была занята теодицеей, то есть осмыслением и обоснованием Бога.

Слово «религия» происходит от латинского «religio», переводимого как совестливость, святость, благоговение. И еще оно восходит к глаголу «religare», что значит связывать, соединять. Следовательно, сущность религии усматривается в особом единении человека с Богом, духа человеческого с Духом Божиим. Это своего рода союз благочестия человека с Богом. Это и чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Кроме того, есть и чисто этимологическое объяснение слова «religio»: некое «тщательное наблюдение» за «нуминозным» (лат. numen - сила божества). Все эти переводы латинских терминов позволяют понять религию как своеобразную установку, данную человеческому разуму в переломные моменты жизни и духовно связывающую людей, как таинственный духовный союз, благоговейное единение человека с Богом.

Многие философы, критически осмысливающие сам феномен религии, занимаются главным образом исследованием связей, которые существуют между разнообразными религиозными представлениями бытия и фантастическими проявлениями мистического опыта в жизни человека. В философской, да и в религиозной литературе религиозно-мистический опыт в основном объясняется как особое состояние сознания, интеллектуально-эмоциональной сферы. К области философско-религиозного осмысления бытия мира и отдельных людей, метафизического толкования мистико-религиозного мировоззрения человека относится осознание как наиболее устойчивых и в чем-то стабильных философско-нравственных элементов самосознания, так и подвижных, изменчивых мистических идей различных религий. Так, Клайв Стаплс Льюис (1898-1963), английский религиозный писатель и философ, всякую религиозную догматику сравнивал с географической картой. С ее помощью, считал он, можно целенаправленно плыть на противоположный берег - трансцендентный. Впрочем, все религиозные конфессии имеют свои собственные карты-схемы бытия человека, собственные догматические системы с различной степенью рациональной разработанности объяснения смысла человеческой жизни. Так, в Евангелии жизнь человеческая трактуется как «свет». Известен и основной призыв буддизма: «Будьте сами себе светильниками!».

Мировые религии, при немалых различиях, едины в том, что все они раздваивают мир: в первом люди живут физически, второй же представляет собой мир трансцендентный, в который они попадают после смерти. Мир вне живого бытия, или «мир иной», предстает в религиозном сознании людей как идеальное бытие духа, никем и ничем не связанное и не ограниченное, «Царство Божие» (Блаженный Августин). Такое осознание трансцендентного мира является специфическим способом самоощущения и представления некой совокупности мистиконравственных сверхъестественных сил, которые управляют природой и человеком. По существу, это есть воссоединение человека, его духовного мира с безусловным и всецелым началом, средоточие всего реально существующего (Вл. Соловьев). Поскольку люди живут и действуют в пространстве конкретных природно-социальных условий, в атмосфере определенной культурной среды, они вынуждены объединяться на разных духовных основаниях, в том числе на религиозных

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учение о познании

На сайте allrefs.net читайте: Учение о познании.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религия как общественное явление и феномен культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учение о познании
  Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отд

Философия Древнего Китая
  развитие древнекитайской философии связывается с деятельностью Конфуция, пожалуй, самого выдающегося китайского мыслителя, чье учение и сейчас имеет миллионы почитателей и не только

Наука как специфическая форма духовной деятельности
  Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных

Философия марксизма. Основные идеи и понятия
  Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. Исходный пункт эволюции мировоззрения

Проблемы смысла жизни в философии
Категория «смысл жизни» — это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет

Практика, ее структура и основные формы.
Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается н

Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в бор

Проблема культуры в философии
ермин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) первоначально означал целенаправленное воздействие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а так же восп

Философская антропология Л. Фейрбаха
В конце XVIII и начало XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли дост

Древнеиндийская философия
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмот

Философская антропология и её основные направления.
Этот термин употребляется в трех основных смыслах. 1) Для обозначения любого философского учения о человеке, в отличие от множества существующих естественных и гуманитарных наук, равно как от ряда

Пространство и время.
  Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. Наи

Проблемы взаимодействия общества и природы.
  Возникновение общества. История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существовал изначально. И

Сознание, его происхождение и сущность.
  Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф. М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, ког

Понятие общества. Система социальных отношений
  Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), е

Сознание и бесзознательное.
  Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень

Учение о бытии.
  Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центр

Глобальные проблемы современности и пути их решения.
  Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.  

Основные законы и категории диалектики.
  Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функ

Особенности философии Нового времени.
  В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и Средневек

Категория системы и системный подход к науке и практике
  Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольк

Философские взгляды русских религиозных философов
  В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в цело

Проблемы жизни, смерти и бессмертия в философии
ние, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги