а) Повреждение естественного разума усматривается из того, что Св. Писание называет его не только помраченным1, но и самой тьмой2. В понятиях своих он ограничивается предметами плотскими, или чувственными3, и познает их не иначе, как только плотским образом; а предметов духовных и божественных или вовсе не понимает 4, или если и понимает, то так же, как предметы чувственные,— чувственно5. Цель его познаний также плотская — любознательность6 и насыщение плоти (См. Кол. 2, 23).
б) В суждениях своих — всегда погрешительных и ложных7 — он уклоняется от истины8, соблазняется ею9, не терпит ее ни в самом себе, ни в других10, противоборствует ей11. Отсюда происходит то, что он или беспрестанно колеблется12, или слишком полагается на мнения других13, или чрезмерно уважает мнения собственные, или питает в себе какие-либо другие предрассудки.
В умствованиях, которые он составляет на основании столь превратных понятий и неверных суждений, Св. Писание находит одну только суету14, побуждение к вожделениям плотским (Еф.2, 3) и отлучение от Бога (Прем. 1, 3).
_____________
1) Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф.4,17—18).
2) Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8-9).
3) Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном (Рим. 8, 5). Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16,23).
4) Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного (Лк. 18, 34). Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3, 6).
5) Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3,6).
6) Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл.7, 29).
7) Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи (Ин. 8, 44).
8) Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5, 20).
9) Он для неверующих камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются (1 Пет. 2, 7—8).
10) Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3, 12).
11) Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим. 3, 8).
12) Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.4, 14).
13) Так древние иудеи слишком полагались на мнения книжников и фарисеев, почитая себя невеждами, а их — знатоками закона, образцом для своей веры и подражания. Фарисеи упрекали воинов, не посмевших взять Иисуса: Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он (Ин.7, 44—49).
14) Как они, познав Бога, не прославили Его и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1, 21).