Повреждение ума

О таком же ослеплении и невежестве в предметах духовных и божественных Слово Божие говорит и по отношению к естественному уму1.

Людей, которые руководствуются им, оно назы­вает безумными (Рим.1,22), несмысленными (Тит.3,3), противниками истины откровенной2, не знающими и отвергающими не только Иисуса Христа3, но и Са­мого Бога Отца4.

Так называемые начала его, или всеобщие истины, служащие основанием нравственности,— поскольку они заимствуются или от мира сего, или от разума, противя­щегося истине, или от похотей плотских, управляющих человеком естественным,— Св. Писание именует или стихиями мира (Кол.2,8), или превозношением, восстающим против познания Божия (2Кор.10,3—5), или произволом плоти. Впрочем, хотя бы эти начала и были следствием или остатком божественной истины, на­писанной в сердцах человеческих, но человек естествен­ный, управляемый страстями, не только не пользуется, но и не может воспользоваться ими должным образом5.

В навыках и проявлениях естественного ума, по Св. Писанию, нет ничего чистого и совершенного. Ибо знание его есть знание лжеименное или вовсе ничтож­ное6; мудрость его — земная, душевная, бесовская (Иак.3, 15); благоразумие — вражда против Бога и смерть для людей, имеющих его (Рим.8,5—7). Пло­ды же этой познавательной деятельности — скепти­цизм7, индифферентизм8, натурализм, ереси9 и т. п.

__________________

1) Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не восси­ял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 3—4).

2) Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1,18).

3) Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись (Деян.3,13).

4) Вы были в то время без Христа, чужды заветов обетования, не имели на­дежды и были безбожники в мире (Еф.2,12).

5) Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассмат­ривание творений видимы. Но... они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1,19—22).

6) Кто не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязани­ям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лука­вые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины (1Тим.6,3-5). Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пус­тословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись, некото­рые уклонились от веры (1Тим. 6, 20—21).

7) Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развевае­мой; да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа; человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак.1, 6—8).

8) Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Апок.3, 15-16).

9) Когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (1Кор.11,18). Были и лжепророки, как и у вас будут лжеучители, которые введут па­губные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель; и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении; и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми сло­вами (2 Пет. 2,1-3)