За повреждением разума и совести необходимо следует повреждение воли. В человеке естественном она называется волею плоти1, волею диавола2 и законом греховным (Рим. 8, 2). То, что способность эта действительно повреждена в естественном человеке, видно из следующих обстоятельств:
а) Главное начало, которое движет волею человека необновленного и побуждает ее к деятельности, это уже не бесконечное стремление к бесконечному благу, т. е. любовь к Богу, как то было в неповрежденном состоянии3, но любовь к самому себе. В том, что это действительно так, нет никакого сомнения отчасти потому, что развращение воли наших прародителей не в ином чем состояло, как в уклонении любви их от Бога и обращении на самих себя4, отчасти потому, что и потомки, наследовавшие повреждение прародителей, не ищут уже Бога5, но во всем ищут самих себя6; наконец, потому, что для восстановления в первобытное состояние необходимо самоотвержение7 и обращение к Богу8.
б) Предметы, которыми возбуждается и к которым прилепляется любовь человека естественного, т. е. сам человек и все мирское, не привлекают ее к Богу, но уклоняют от Него. Все эти предметы, заключающиеся в слове «мир», св. Иоанн именует похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (1 Ин. 2, 16). Тем самым он указывает на три источника, из которых происходят все порочные склонности воли, т.е. сластолюбие, корыстолюбие и гордость, или честолюбие. Главное же начало, в котором сосредоточиваются все эти истоки, есть самолюбие. Ибо излишняя любовь к своему телу и заботливость о нем есть сластолюбие, чрезмерная любовь к чувствам своим или сердцу есть корыстолюбие, любовь к душе или уму есть гордость.
в) Свобода воли в человеке естественном не есть свобода, но рабство; это объясняется и свойством греха, обладающего им9, об этом говорит и Св. Писание, которое свободу, как божественное качество в человеке, производит от Бога10, а рабство греху, как свойство, противное Богу, производит из природы греха11.
Главная цель и конец всей деятельности воли человеческой есть соединение с любимым предметом и успокоение в таком соединении. Но воля человека естественного при всех усилиях своих никогда не достигает сего конца; потому что она уклоняется от Бога, в Котором сосредоточивается истинное ее блаженство и покой12, и прилепляется к предметам, в которых одна только суета и томление духа (Еккл.1, 14).
_______________
1) Мы жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов (Еф.2, 3).
2) С кротостью наставляй противников, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. 2, 25—26).
3) Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 4-5).
4) Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).
5) Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс.13, 3).
6) Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом (Иер.7, 24). Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном (Флп.3,19).
7) Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10, 37). Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16, 24).
8) Я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния (Деян.26, 19-20).
9) Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6, 12). Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).
10) Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3,17).
11) Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим. 6,16).
12) Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп.4, 7). Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (Еф.2, 14).