И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается:
а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рождаемое во грехах (Пс.50, 7), порабощенное неправде и беззаконию (Рим. 6, 19), оно питает в себе грехи1 и влечет к ним2 и потому носит в себе семена всякого рода болезней и есть не иное что, как тело смерти3;
б) в темпераменте, ибо каждый темперамент более или менее оказывает свое воздействие во вред разуму и воле человека. Темперамент сангвинический располагает к сладострастию, меланхолический — к корыстолюбию, холерический — к гордости, флегматический — к лености или бездействию;
в) в возрастах тела: в детях оно обнаруживается через небрежность и рассеянность, в юношах — через сластолюбие, в зрелости — через честолюбие, в старости — через сребролюбие;
г) в полах: в мужчинах видим более суровости и упорства, а в женщинах — более ветрености и непостоянства, и т. п.;
д) наконец, внешние отношения людей между собой по причине всеобщего повреждения являются или семенем пороков (обычаи века сего, обращение с людьми порочными), или пищею пороков (честь, роскошь, зрелища), или плодами пороков (небрежное воспитание детей, худое ко всем расположение и т. п.).
________
1) Все подвижники воздерживаются от всего... И потому я... усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9, 25-27).
2) В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7, 23).
3) Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7, 24).