Юношеский возраст внешнего, плотского человека, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожесточения, в котором плотская сила по причине многократно повторяемых действий, ей свойственных, приобретает характер привычки, противится Божественной благодати3. Таковое состояние в Св. Писании называется жестокосердием4; оно сопровождается грубостью и объясняется через уподобление камню5, железу и меди6. То же должно заключить из свойственного этому возрасту упорного невежества7 - как язычников8, так и иудеев9; упорного нерадения, пребывая в котором человек совершенно точно знает, что должно делать, и, однако же, не только не делает этого10, но и не хочет делать11, а последует внушениям мира12 и плоти13; упорной неправоты, при которой человек уже любит эту самую неправоту14, силится вовлечь в то же состояние других15, с совестью же своей нимало не советуется16 и не чувствует ее угрызении17.
_______________
1) И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф.6, 5,16).
2) Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак.1,26).
3) Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него (Притч. 22, 15). И вот, некто, подойдя, сказал Ему: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Услышав ответ от Господа, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф.19, 16—22).
4) По жестокосердию вашему Бог позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф.19,8).
5) О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться (Иер.5, 3).
6) Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой — медный (Ис.48, 4). Все они — упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо,— все они развратители (Иер.6, 28).
7) Так фараон и после многих явных знамений не захотел познать Бога, но говорил: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5, 2).
8) Через несколько дней Феликс призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян.24, 24-25).
9) Когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие (Евр.3,15—19).
10) Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4,17). Случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет. 2, 22).
11) Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10, 26—29).
12) Оставив прямой путь, они заблудились... Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет. 2,15 и 20).
13) Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти (2 Пет. 2, 9—10).
14) И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца... А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Апок.22,1,15).
15) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф.23,15).
16 ) Ты называешься Иудеем, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2,17).
17) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1 Тим. 4,1—2).