Состояние воли сокровенного сердца человека

 

Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека, рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях — отрицательное и положи­тельное, образ и результат ее совершения.

Отрицательное начало, которому следует воля сокровенного сердца человека, есть самоотвержение, противоположное общему началу поврежденного есте­ства, т.е. самолюбию (см. Мф.16, 24). Оно есть внут­реннее, свободное, действительное, постоянное отвер­жение по отношению к многим знаниям1, многообраз­ным учениям2, естественной мудрости и превосходству в слове3. По отношению к воле оно есть презрение и от­вержение всего того, что составляет самолюбие, вы­ражаемое сластолюбием, сребролюбием, гордостью. По отношению к телу оно есть отвержение красоты, силы, здравия и самой жизни4. По отношению к внешнему со­стоянию — отвержение близких (см. Лк. 14, 26), дру­зей; по отношению ко внутреннему состоянию — отвер­жение добрых дел, когда они ему или нравятся5, или приносят похвалу6, отвержение совершенств, составляю­щих собственную частную славу, а не общее и истинное благо7.

Отсюда следует, что истинное самоотвержение есть не только отвержение души от всякого зла, но также и от по-видимому полезного и доброго, и даже от самого самоотвержения с тем, чтобы оно не было обращаемо в нашу похвалу или нами самими, или дру­гими через нас, а потому не превратилось мало-пома­лу в гнуснейшее самолюбие8.

Положительное начало воли сокровенного сердца человека есть любовь к Богу, изливаемая в сердца человеческие Духом Святым (Рим. 5, 5); любовь не раб­ская, соединенная со страхом или опасением наказания, не наемническая, соединенная с ожиданием наград, но сыновняя — как к Отцу, Божественная — как к Су­ществу Пресовершенному. Следствие и плод такой любви есть истинная добродетель9 и непререкаемое совершенство.

Образ совершения воли сокровенного сердца че­ловека есть Божественная свобода10 совершать дела духовные11, не плотские. Ибо она есть обращение к Богу от рабства греха (Ин. 8, 34—36), мира (1Ин. 4, 4—6), князя тьмы (Кол. 1, 9 и 13), закона (Деян.15, 5—10; Гал.5, 22—25); конец же совершения воли есть общение с Богом12 по душе13 и по телу14, которое становится храмом Духа Святого, при посредстве Иисуса Христа15, единственного Ходатая между Бо­гом и человеком.

Образ такового общения — непостижимая, неиз­реченная тайна16; впрочем, она не оставлена в Священ­ном Писании без объяснения через различные уподоб­ления: лозе и ветвям (Ин. 15, 4), корню маслины и привитым ветвям (Рим. 11, 17), главе и членам (Еф.1, 17 и 22—23), жениху и невесте (Ин. 3, 29; 2Кор. 11, 2), чем выражается ни что иное, как жизнь человека во Христе (Рим. 8, 1—2) и Христа вчеловеке (Гал.2, 20). Следствие сего общения есть мир, превышающий всякий ум (Флп.4, 6-7; Кол. 3, 14—15), радость о Боге (Ис.61,10), непрестанная (Ин.16,22), преславная, неизреченная (1 Пет. 1,8).

_________________

 

1) Слова мудрых... и составители их от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг конца не бу­дет, и много читать утомительно для тела. Выслушаем сущность все­го: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12, 11-13).

2) Учениями различными, и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благода­тью укреплять сердца (Евр.13, 9).

3) Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог муд­рость мира сего в безумие?... И когда я приходил к вам возвещать свидетель­ство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1Кор.1, 19-20; 2, 1-2).

4) Буду радоваться... при уверенности и надежде моей, что я ни в чем по­срамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличит­ся Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение. (Флп.1, 20).

5) Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди (Мф.6, 2).

6) Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... они уже полу­чают награду свою (Мф.6, 16).

7) Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона,не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9,19—22).

8) И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13,3). О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 2—3). Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соеди­нены и подобием Воскресения (Рим. 6, 4—5).

9) Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая запо­ведь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих Двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22, 33).

10) Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36).

11) Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5,1). Итак нет ныне никакого осуждения тем, кото­рые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8,1).

12) Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21).

13) А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6,17).

14) Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор.6,19)

15) Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Кро­ви Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам че­рез завесу, то есть плоть Свою, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою (Евр. 10,19—20 и 22); потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф.5, 30).

16) Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Х-ристу и к Церкви (Еф.5, 32).