Враги внутреннего, сокровенного человека

 

Враги, тайно или явно нападающие на внутренне­го, сокровенного человека,— диавол с прочими духами злобы поднебесных (Еф.6, 12); плоть со страстями и похотями (Гал.5, 24) и мир со своею суетой1.

Первый и главный враг, воюющий против внут­реннего, сокровенного человека, есть диавол, челове­коубийца искони (Ин. 8, 44; 1 Пет. 5, 8), который по злости своей противится и Богу, и всякому человеку2, оклеветывая Бога пред человеком3 и человека пред Бо­гом; хитростью вводит человека в сатанинские глубины (Апок. 2, 24) и обольщает всю вселенную (Апок.12, 9), по силе же своей уподобляется рыкающему льву (1Пет. 5,8) или великому древнему змию, отторгающему хвостом своим третью часть звезд небесных (Апок.12,4), и называется князем мира (Ин.12, 31), князем власти воздушной (Еф.2,2—3) и богом века сего (2 Кор.4, 3—4). По причине своей дерзости диавол напада­ет не только на Церковь и сынов ее4, но нападал некогда и на Главу Церкви — Христа5. По причине неусыпности своей он ведет борьбу день и ночь (Апок.12, 10) и, когда люди спят, приходит и сеет плевелы (Мф.13, 25).

Второй враг человека внутреннего, сокровенного есть плоть, похотствующая на дух6, под которой, впрочем, собственно говоря, не должно здесь разу­меть тело человеческое. Ибо хотя оно и бывает, по слову апостола, причиной отступления от Господа7, но может также соделаться и храмом Св. Духа (1Кор. 6,15), предназначенным для свободы8 и славы (Рим.8,21; Флп.3,21). Под именем плоти должно здесь разуметь внешнего человека, или силу плотскую, которая держит в осаде внутреннего, сокровенного че­ловека, возбуждая в нем пагубные похотения9, возоб­новляя прежние худые привычки10 и приводя мало-по­малу в бездну зол и бедственное нерадение11.

Третий враг внутреннего, сокровенного челове­ка есть мир, под которым также не должно разуметь мир как совершеннейшее творение Божие12, предмет Его любви13 и средство к Его прославлению14, но дол­жно разуметь мир как образ и выражение суеты15 и злости16, поскольку в нем пребывают или предметы неодушевленные как предметы проклятия17, или суще­ства живые и умные, но отчужденные от жизни Божией, Христовой18, и Духа Истины, Которого мир не может принять (Ин. 14, 17).

Мир, понимаемый в таковом смысле, отводит че­ловека от Бога через многоразличные искушения: че­рез лесть, свойственную предметам троякого похотения19; угрозы бедствиями гражданскими20, домашними21 и иными22; и ненависть, гонения, ругательства, хулы23, осмеяния24 и тому подобное.

_______________

 

1) Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житей­ская,не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2,15—16).

2) И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господ­ним, и сатану, стоящего по правую руки его, чтобы противодействовать ему (Зах.3,1). И сказал Господь сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справед­ливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непо­рочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов. 2,3).

3) И сказал змей жене: «Подлинно ли сказал Бог: "Не ешьте ни от какого де­рева в раю"?» И сказала жена змею: «Плоды с деревьев мы можем есть, толь­ко плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы буде­те, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,1).

4) Вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31).

5) Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... И говорит Ему: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4,1, 9),

6) Плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг дру­гу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал.5,17).

7) Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7, 24).

8) Тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21).

9) Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказы­вающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху (Рим.7,13—14). Ибо по внутрен­нему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленни­ком закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7, 22-23).

10) Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то послед­нее бывает для таковых хуже первого (2 Пет, 2, 20).

11) Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием (3Езд.7,20). Так явилась склонность к еллинизму и сближе­ние с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска. Ни во что ставили они отечественный почет; только еллинские почести признавали наилучшими. За это постигло их тяжкое посе­щение, ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. Когда празднова­лись в Тире пятилетние игры, и царь присутствовал там, тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями антиохиян из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу (2 Мак. 4,13—19).

12) И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31).

13) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

14) Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс.18,2). Как величественны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; зем­ля полна произведений Твоих. Да будет Господу слава вовеки; да веселится Господь о делах Своих! Благослови, душа моя, Господа! Аллилуйя! (Пс.103, 24, 31 и 35). См. также весь 103 псалом,

15) Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,все суета! (Еккл.1, 2).

16) Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле (1Ин. 5,19).

17) Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от древа, о котором Я заповедал тебе: "не ешь от него",проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе» (Быт 3; 17,18).

18) В мире был и мир через Него начал быть и, мир Его не познал (Ин. 1, 10).

19) Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская,— не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2,16).

20) Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев: ибо иудеи сгово­рились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синаго­ги (Ин. 9,22).

21) Предаст же брат брата на смерть, и отец сына, и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Претер­певший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, беги­те в другой (Мф.10, 21—23). Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф.10, 35—38).

22) Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побивае­мы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, кото­рых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям, земли (Евр.11,13 и 32—38).

23) Они послушались его; и, призвав апостолов, били их и, запретив им гово­рить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5,40—41).

24) Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Итак Павел вышел из среды их (Деян.17, 32—33).