Оружие брани духовной

 

Оружие брани духовной двоякого рода, как то можно заключить из противоположности воюющих и защищающихся. Оружие защищающихся, или подви­зающихся на брани духовной,— духовно1, Божествен­но2; напротив, оружие врагов — плотское3, диавольское. Рассмотрим кратко то и другое оружие.

Оружие подвизающихся на брани духовной, по описанию св. апостола4, составляют:

а) истина — соответствующая препоясанию, ко­торым препоясуются чресла помышлений5, укрепляется ум и уготовляется на брань;

б) правда — соответствующая броне, каковой за­щищается грудь и сердце как вместилище духовной жизни6. Таковая правда заключает в себе совокупность всех добродетелей;

в) обутие ног в готовность благовествовать мир — соответствующее готовности евангельской любви и христианского согласия, составляющих и уско­ряющих восхождение от земного к небесному.

г) Слово Божие — соответствующее духовному мечу, которым верный воин не только защищается от врагов, но и сокрушает их под ноги свои по образу Подвигоположника Христа7;

д) прочее оружие заменяет молитва, через кото­рую подвизающийся получает от Бога все, чего ни про­сит именем Христовым (Мф.21, 22).

Оружие врагов, или нападающих, противополож­но оружию подвизающихся. Его составляют:

а) Ложь, ереси, предрассудки, суетная филосо­фия по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу8.

б) Неправда и нечестие, и все дела плотские, та­кие, как прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, распри, зависть, ярость, ненависть9 и тому подобное, а также: неверие и легковерие10, свойственные живущим по обычаям мира сего, по воле князя области воздушной, духа, кото­рый ныне действует в сынах противления (Еф.2, 2);

в) боязнь, отчаяние и прочие образы или виды его;

г) слова или внушения плоти, мира и диавола, про­тивящиеся Слову Божию, уготовляющие неискусный ум, как острый меч, на погубление себя и других;

д) нерадение, которое заключает в себе бездну зол11. Оно всякое оружие духовное исторгает, сокруша­ет, попирает, а потому и человека делает не способным ни к какому подвигу.

_____________

 

1) Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 12). Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божий в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2Кор.6,3-4 и 7). Оружия воинствования нашего не плотские, но си­льные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое по­мышление в послушание Христу (2Кор.10, 4—5).

2) Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф.6, 11).

3) Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фари­сеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием (Ин. 18, 3). Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него (Лк. 11, 21—22).

4) Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши исти­ною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, ко­торый есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф.6,13-18)

5) Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31—32). Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на вся­кую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услы­шит, и будущее возвестит вам (Ин. 16, 13). Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине (Ин.4,24). Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф.4,25). Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности (Еф.6,14). Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учите­льным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, кото­рый уловил их в свою волю (2 Тим. 2, 24—26). Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учи­телей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратят­ся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 3—5).

6) Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Прит.4,23). Иоанн же удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,14—15). Блаженны ал­чущие и жаждущие правды, ибо они насытятся... Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное (Мф.5,6 и 10). Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6,33). Всякий, делающий злое, нена­видит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3,20—21). Гнев человека не творит правды Божией. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак.1,20 и 3,18). Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, рав­но и не любящий брата своего (1Ин. 3, 10). Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих (Пс.44, 8).

7) Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он па­сет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Все­держителя (Апок.19,15). Ибо Слово Божие живо и действенно и острее вся­кого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4,12).

8) Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8, 44). Смотри­те, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагуб­ные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя ско­рую погибель (2 Пет. 2, 1).

9) Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак.4,1). И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф.24, 12). Не дивитесь, братия мои, если мир не­навидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что лю­бим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а никакой человекоубийца не имеет жиз­ни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3,13—15).

10) Наконец, явился самим одиннадцати, и упрекал их за неверие и жестоко­сердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк.16, 14). Они не при­няли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие за­блуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веро­вавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фес. 2,10—12).

11) Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погиб­нет (Притч. 19,16). Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием (3Езд.7,20). Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одно­му станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф.6, 24). Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией; сие надлежало делать, и того не оставлять (Лк. 11, 42).