Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое производит сначала траву, потом колос и наконец полное зерно пшеницы в колосе (Мк. 4, 28); и с естественными возрастами человека: младенческим1, юношеским2, и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают по причине приближения смерти.
Каждый возраст сокровенного сердца человека имеет отличительные свойства и признаки, которые можно определить из сравнения с естественными возрастами человека. Младенческому возрасту свойственны: требование молока, а не крепкой пищи (Евр. 5,12—13); возрастание от чистого словесного молока (1 Пет. 2, 1—2), познания начал Христова учения (Евр.6, 1) и некоторая немощь, по причине которой духовные младенцы колеблются и могут быть увлекаемы всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.4, 14), и потому, начав духом, нередко оканчивают плотью, как то сказано о галатах (Гал.3, 3).
Юношескому возрасту свойственны крепость3 во брани4; крепость веры5 во всех искушениях и победа над лукавым по причине пребывания в них Слова Божия (1 Ин. 2, 14). Познания в этом возрасте более тверды и глубоки, нежели познания младенца о Христе6, равно как и вера, терпение, надежда и любовь.
Мужескому возрасту свойственны: познание Безначального;7 твердая пища и чувства обученные долгим навыком различению добра и зла (Евр.5,14); достижение единства веры и познания Сына Божия, меры полного возраста Христова (Еф. 4, 13). По причине такового познания Безначального, духовные мужи называются стоящими в Господе8, почитающими все тщетой и сором ради превосходства познания Христа Иисуса Господа (Флп.3, 8) и живущими уже не для себя, ко для умершего за них и Воскресшего9.
Впрочем, нельзя думать, будто каждый из этих возрастов не имеет никаких немощей. Доказательством тому служит апостол Павел, который, хотя и был восхищен даже до третьего неба к имел премногие откровения, однако, несмотря на это, дано ему жало а плоть, ангел сатаны, мучивший его, чтобы он не превозносился (2Кор. 12, 2,7), Таким образом, всякий, кто бы он ни был к как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни подвизаться и никогда не мечтать, будто он уже достиг всего того совершенства, к которому стремится, по примеру того же апостола Павла, говорившего; Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп.3,13-14).
______________
1) Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его (1 Ин. 2,12).
2) Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца (1 Ин. 2,13).
3) Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1Ин.2,14). Слава юношей — сила их (Притч. 20, 29).
4) Наша брань не. против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф.6,12). И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Аарон же и Ор поддерживали руки его. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И устроил Моисей жертвенник Господу и нарек ему имя: «Господь — знамя мое. Ибо,— сказал он,— рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17, 13 и 15-16).
5) Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире (1 Пет. 5, 9)
6) И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор. 3,1, 3)
7) Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала (1 Ин. 2,13).
8) Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные (Флп.4,1).
9) А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Кор. 5,15).