Развитие сего учения в Западной Церкви

 

С X века до времен схоластических1 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реа­листов2. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали, что главная христианская обязанность — по­сещать святые места и потом вооружаться под крестом для освобождения Святой земли от врагов Христовых. Во времена схоластические оно облекалось в различ­ные виды у схоластиков, моралистов, казуистов3 и ми­стиков. Употребление индульгенций в те времена ввело странное обыкновение, положенное в основание их де­ятельности: искупать грехи деньгами, вкладами и т. д.

После преобразования Западной Церкви нравст­венное учение стали излагать отдельно от догматов веры. Георгий Каликст первым вступил на это попри­ще. Ему последовали Буддей, Гоорнбек и другие. Но в то же время оно являлось в форме аскетической, мисти­ческой, теософской, философской, канонической, в форме собеседований, состязаний и др. Главным и достаточным для спасения правилом жизни в эти вре­мена паписты считали дела, другие же и почти все, от­делившиеся от них общества,— веру.

___________

1) Схоластика (от греч. — школьный ученый) — тип религиозной философии, распространенный в Западной Европе в IX—XV вв. Логические формы Аристотеля и античную литературу она употребляла для утверждения хри­стианских истин; чуждая учения Св. Отцов, она способствовала раскрытию като­лических догматов.

2) Номиналисты — в противоположность реалистам утверждали, что общие по­нятия существуют не в действительности, а только в именах и представлениях.

3) Казуистика — рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принци­пами (права, морали и т. д.). В католицизме — учение о пределах и мерах греха в различных ситуациях.