Вменение

 

Вменять — значит приписывать кому-либо дей­ствие, которого хотя он сам и не сделал, но в котором каким-нибудь образом участвовал. В Священном Пи­сании говорится о вменении действия в грех и вменении в правду.

Вменение действия в грех, или в нарушение зако­на, бывает тогда, когда мы хотя и не совершаем изве­стного преступления, но или понуждаем других к со­вершению его, как это сделал Ирод1, или советуем, как Ахитофел, советник Давидов2; или подаем соблазн3, как Ахав подал жене своей случай к убиению Навуфея4.

К этому надо добавить и то, если мы подаем по­вод ко греху знаками или телодвижениями, словами5, действиями6, или если не препятствуем греху, когда это возможно, или не препятствуем, когда должны воспрепятствовать7.

Поэтому грехи детей вменяются родителям, а грехи рабов — господам. Зараза греха до того про­стирается, что наказываются даже вещи, которыми владеет и пользуется грешник, а потому грех, как бы некоторым образом, вменяется даже и вещам8.

Основанием этому вменению служит сила, или власть нашей воли, которой, если употребляем ее во зло, оскорбляем Бога как Духа вездесущего и проти­вимся Ему, и, допуская грех в душе, мы уже в действи­тельности соделываем его9. Поэтому ненависть к чело­веку есть уже внутреннее человекоубийство.10 Кроме того, не препятствуя греху тайно или явно, мы уже со­глашаемся с ним и, совершив мысленно один грех, ввер­гаем в бесчисленные грехи себя самих11 и бесчисленное множество людей12. Наконец, не употребляя ни сил, ни средств для того, чтобы воспрепятствовать греху или противиться ему13, бесчестим Подателя сил и средств14.

Вменение в правду, или отпущение, невменение греха15 бывает, когда заслуги Христа вменяются всем людям под условием их веры16, когда вера одних людей вменяется другим, как, например, вера Давида вменена его потомкам17, вера Финееса вменена его потомству18, молитвы Моисея19 вменены его воинам. Вера людей живых, соединенная с молитвой, вменяется тем, о чьем спасении и благоденствии они молятся, как, например, вера и молитва Авраама вменены Авимелеху, за кото­рого Авраам молился20. Вера праведных вменяется це­лым городам21. Поэтому заповедано, чтобы живые мо­лились за живых.22

Вера живых вменяется мертвым, как, например, вера Марфы и Марии вменилась их брату, вера Иаира вменилась его дочери, которая была при смерти.23 Вера отца вменилась его сыну, одержимому бесом.24 Посему иудейская церковь и первенствующая Христианская Церковь оставили нам правило приносить моления за умерших25, как об этом многократно свидетельствуют мч. Иустин, сщмч. Киприан, свтт. Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.

А молитвы мертвых вменяются живым.26 Так, на­пример, Азария испрашивал милосердия Божия ради Авраама27, апостол Петр обещал иметь попечение по смерти своей о том, чтобы оставшиеся в живых помни­ли, чему он их учил28. Поэтому Христианская Церковь действиями своими научила нас обращаться в молитвах к умершим святым.

Единственное основание вменения в правду - заслуги Христа29, через которые дается власть, или сила вере30 и молитвам31.

______________

 

1) Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2,16).

2) И сказал Ахитофел Авессалому: «Войди к наложницам отца твоего. И услышат все израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего» (2Цар. 16, 21).

3) А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф.18, 6).

4) И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Израелитянин, говоря: «Не отдам тебе наследства от­цов моих». И в смущенном духе лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел. И сказала ему Иезавель, жена его: «Что за царство было бы в Из­раиле, если бы ты так поступал? Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я достав­лю тебе виноградник Навуфея Израелитянина» (3Цар.21,4 и 7).

5) Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, И).

6) Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14,13).

7) Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен,то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «Беззаконник! Ты смертью умрешь, если ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,то беззаконник тот ум­рет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез.33, 6—8).

8) «Меч на Халдеев,— говорит Господь,— и на жителей Вавилона, и на кня­зей его, и на мудрых его; меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на воинов его, и они оробеют; меч на коней его и на колесницы его и на все разноплемен­ные народы среди него, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены; засуха на воды его, и они иссякнут; ибо это земля истука­нов, и они обезумеют от идольских страшилищ» (Иер.50, 35—38).

9) А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5, 28).

10) Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3,15).

11) Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот стано­вится виновным во всем (Иак.2,10).

12) Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послуша­нием одного сделаются праведными многие (Рим. 5, 12 и 19).

13) Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церк­ви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18,15—17). Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19—20).

14) Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим.2, 23—24).

15) Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делаю­щему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяет­ся в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел. Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Рим. 4,48).

16) Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетель­ствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3, 21-25).

17) Ради Давида, раба Твоего, не отвергни лица помазанника Твоего. Каялся Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: «От плода чрева твоего по­сажу на престоле твоем» (Пс.131,10—11).

18) И восстал Финеес и произвел суд, остановилась язва, и вменено ему в пра­ведность, в роды и роды во веки (Пс.105; 30—31).

19) И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх. 17,11).

20) И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его (Быт. 20,17)

21) И подошел Авраам и сказал: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?... может быть, най­дется там десять?» Он сказал: «Не истреблю ради десяти» (Быт.18,24 и 32)

22) Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5,16).

23) И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти (Лк.8, 41—42)

24) Один из народа сказал в ответ: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его: но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Иисус сказал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно веру­ющему». И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! По­моги моему неверию» (Мк.9,17 и 22—24)

25) Сделав же cбop no числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награ­да,какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших уми­лостивительную жертву, да разрешатся от греха (2Мак. 12, 43—45).

26) И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Апок.8, 4).

27) И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки... Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюблен­ного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Дан. 3, 25-26 и 35).

28) Скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1; 14-15).

29) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по бла­говолению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф.1, 3—7).

30) Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Ин. 14, 12).

31) И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21, 22).