Нравственное деяние

 

Действия человеческие бывают или сообразными, или не сообразными с законом Божиим. Первые на­зываются добрыми, а вторые злыми. Чтобы действие было добрым, от него требуется полная, точная сообраз­ность с истинным смыслом закона, а потому оно должно быть согласно с законом всеми своими свойствами и обстоятельствами, т.е. этому закону должны соответ­ствовать: а) цель христианской деятельности, а целью всегда должна быть слава Божия1; б) предмет ее, кото­рый должно избирать по Слову Божию2 или по воле Божией3; в) действующее лицо, причем необходимо различать, что и кому законом Божиим позволено, в зависимости от положений, ибо не все одинаково при­лично господам и слугам, родителям и их детям4; г) об­стоятельства времени и места, причем надобно разли­чать, что должно нам делать публично и что — частным образом, что — в праздничные и что в другие дни5, ибо бывает так, что доброе действие, будучи хо­рошо приспособлено к обстоятельствам, становится го­раздо лучше и превосходнее; д) в отношении к нам са­мим причиной добрых деяний, или источником, из ко­торого они могут проистекать, является вера, которой помогает любовь.6

А посредством веры, с которою мы приняли и постоянно должны принимать слово Иисуса Христа и действия Духа Божия, действует Сам Христос.7 Воз­рожденный человек сравнивается с деревом.8 Корень есть Христос9, а сила, оживляющая свыше, есть Дух Святой10, Насадитель же — Отец Небесный11.

Посредством веры действует также и Дух Божий; ибо все водимые Духом Божиим суть сыны Божий (Рим. 8, 14), и поэтому дела веры называются плодами Духа Святаго12, а сам Дух иначе называется благода­тью13. Потому-то, хотя у самих возрожденных и нет ни одного деяния, не имеющего примеси несовершенства, но через веру от них отнимается осуждение14, и действия их, несмотря на свои несовершенства, Богу приятны15 и потому почитаются добрыми.

Навык хорошо поступать, приобретенный мно­гими действиями, есть добродетель.16 Добродетель эта, рассматриваемая в отношении к Тому, Кто имеет власть ее от нас требовать, называется правдой.17 Если же она рассматривается в отношении к сообразности своей с законом Божиим или в отношении к своей чис­тоте, не имеющей ни малейшего пятна и порока, то на­зывается святостью.18

Напротив же, злое деяние есть преступление за­кона, а потому грех.19

Деяние это происходит:

от дьявола20, который держит в осаде всю испор­ченную природу21, все члены и способности человеческие и употребляет их на служение неправде22, на вражду против Бога23; от испорченности человеческого сердца24; плоти, ибо грехи называются плодами плоти25; и от мира26.

Совершение злого деяния влечет за собой всякого рода зло: зло для души, которая производит деяние, так как предает ее вечной смерти; зло для тела, которое оно подвергает болезням, печалям и смерти; зло для других людей, поскольку отсюда происходят упущения обязан­ностей по отношению к другим, споры, распри, войны и прочие бедствия, которыми наполнен весь мир.27

Успех злого деяния более и более возрастает по мере того, как мы перестаем покорять нашу волю зако­ну Божию; отсюда возникают все роды зол.

Между добрым и злым деянием нет среднего, или такого, которое, как говорят некоторые, было бы ни добрым, ни худым, ибо дух и цель всякого деяния человека — или Божеские, или дьявольские. Даже естест­венные действия, или действия природы, как по обсто­ятельствам, которые могут быть для них избраны, так и по той цели, с которой они производятся, уже не сред­ние, разве только, если рассматривать их вне человека, в отвлеченном смысле.

_________________

 

1) Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в позна­нии и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (Флп.1, 9—11).

2) Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий чело­век, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3,16—17).

3) Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4, 1-2).

4) Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, об­рок; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7).

5) Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем (Кол. 4; 5). Вот Я посылаю вас, как овей, среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф.10; 16).

6) Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал.5,6). Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Вера, если не име­ет дел, мертва сама по себе (Иак.2,14—17).

7) Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4—5).

8) И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни дела­ет, успеет (Пс.1,3).

9) Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, ко­торое есть Иисус Христос (1Кор.3, 11). И один из старцев сказал мне: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может рас­крыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5, 5).

10) Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор. 3, 67).

11) Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мф.15, 13). Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15; 12).

12) Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.

13) Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор. 15,10).

14) Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8, 1).

15) Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом Духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благо­приятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2, 4—5). Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премуд­рости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога (Кол. 1,9-10).

16) Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он мла­денец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навы­ком приучены к различению добра и зла (Евр.5, 13—14). Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудитель­ность (2 Пет. 1, 5).

17) Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6, 33).

18) Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес 4, 3-4 и 7).

19) Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4).

20) Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согре­шил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола НИн.3,8).

21) Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учи­тельным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. 2, 24—26).

22) Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повинова­ться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправ­ды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6,12—13).

23) Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не мо­гут (Рим. 8,7-8).

24) Помышление сердца человеческого зло от юности его (Быт. 8, 21).

25) Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непо­требство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5,1921).

26) Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего (1Ин.2,15—16).

27) Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их (Рим. 3,10—18). Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Же­лаете и не имеете; убиваете и завидуете и не можете достигнуть; пре­пираетесь и враждуете и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4,1-4)?