Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопения Минеи добавляются только, если случится святой бденный или полиелейный, храмовый праздник, Сретение Господне, его предпразднство или попразднство. Во всех этих случаях богослужение с точки зрения схемы пения и чтения изменяемых частей является более сложным, так как совершается по трем книгам: Октоиху, Триоди и Минее. В подобных случаях следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона. В частности, в случае бденного святого образцом является 1-я Маркова глава праздника Трех святителей (30 января), а в случае полиелейного – 1-я Маркова глава праздника 1-го и 2-го Обретения главы Предтечи (24 февраля). В случае храмового праздника служба совершается по 2-й Марковой главе Сретения Господня, некоторые индивидуальные особенности указаны в 25-й храмовой главе.
Итак, служба Недели о мытаре и фарисее является типичным представителем службы воскресного дня периода Постной Триоди. Мы рассмотрим особенности этой службы очень подробно и рекомендуем всем запомнить их, так как службы почти всех воскресных дней периода Триоди Постной совершаются по тому же чину, имея лишь незначительные вариации (главным образом в пении канона).
Малая вечерня
Стихиры Октоиха и тропарь воскресный с Богородичным по обычаю.
Великая вечерня
«Блажен муж…»(вся кафисма).
Стихиры на «Господи, воззвах...»на 10: стихиры воскресные на 7 и Триоди на 3; «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.
Отметим сразу, что в отношении количества стихир Триоди на «Господи воззвах…» служба Недели о мытаре и фарисее типичной не является. Дело в том, что в большую часть воскресных дней поется 6 стихир Октоиха и Триоди на 4, потому рекомендуем запомнить следующее правило: нормой является пение стихир Октоиха на 6 и Триоди на 4, но в Неделю о мытаре и фарисее мы имеем исключение: Октоиха 7 и Триоди 3.
Стихиры на литии:стихира храма; «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы»[1].
Стихиры на стиховне:стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы».
По «Ныне отпущаеши...»:тропарь «Богородице Дево…» трижды.
Утреня
По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (службы предварительных воскресных дней Триоди отдельного тропаря не имеют, но в недели самого поста особые тропари есть).
Далее до канонавсе воскресное (кроме стихир по 50-м псалме).
По 50-м псалме вместо обычных «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…» поются особые стихиры:
«Слава»: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»,
«И ныне»: «На спасения стези…»
Припев «Помилуй мя, Боже…» и стихира «Множества содеянных мною лютых…».
Это – самая заметная особенность недель Постной Триоди и одна из самых видных особенностей Недели о мытаре и фарисее, так как в эту неделю стихиры «Покаяния отверзи ми двери…» поются впервые. Всего эти стихиры поются максимум 9 раз в году (до Недели 5-й Великого поста включительно), однако они опускаются, если в неделю Постной Триоди случится двунадесятый Богородичный праздник (Сретение Господне или Благовещение Пресвятой Богородицы) или храмовый праздник.
Канон: воскресный на 4, Крестовоскресный – 2, Богородице – 2 и Триоди на 6. На практике к канону Триоди используется припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Катавасия рядовая по Уставу.
В последовании Недели о мытаре и фарисее сказано, что поется катавасия «Отверзу уста моя…». Однако в Марковой главе 11 января («Подобает ведати о сем, како восходит неделя о мытари и фарисеи») говорится о пении катавасии «Глубины открыл есть дно…», а в Марковых главах 30 января и 2 февраля – о катавасии «Сушу глубородительную…». Следовательно, Неделя о мытаре и фарисее не имеет собственной катавасии, но поется катавасия рядовая. Если говорить более конкретно, то в период с 11 по 14 января поется «Глубины открыл есть дно…», с 15 января по 9 февраля — «Сушу глубородительную…» (это – основная катавасия для данной недели), с 10 по 15 февраля – «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни: седальны Триоди.
По 6-й песни: кондак[2] и икос Триоди
Отметим, что кондак и икос Октоиха, начиная с Недели о мытаре и фарисее, опускаются на протяжении всего периода Триоди вплоть до Недели всех святых (исключения – Недели 4-я и 5-я Великого поста).
По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен Триоди; «И ныне»: Богородичен Триоди.
Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Октоиха — 4, стихиры Триоди на 4 (последние два припева — обычные стихи 9 псалма, которые употребляются в воскресные дни); «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».
По славословии:тропарь воскресный конечный.
Отпуст дневной воскресный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и с поминанием святого храма, но без поминания рядового святого Минеи, служба которого переносится на повечерие в пятницу вечером.
По отпусте «Слава, и ныне» – стихира евангельская.
Начиная с Недели о мытаре и фарисее и вплоть до Недели всех святых евангельская стихира всегда поется перед 1-м часом (исключение – Неделя 3-я по Пасхе).
На часах
Тропарь воскресный и кондак Триоди – на все часах.
Литургия
«Блаженны»на 10: Октоиха на 6 и 6-я песнь канона Триоди на 4.
По входе:
— в храме Господском: тропарь воскресный;«Слава и ныне»: кондак Триоди;
— в храме Богородичном:тропарь воскресный,тропарь храма,«Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма;
— в храме святого:тропарь воскресный,тропарь храма,«Слава»: кондак храма, «И ныне»: кондак Триоди.
ПрокимениАллилуиавоскресные (настоящего гласа).
Апостол,иЕвангелие— Триоди.
Причастенвоскресный («Хвалите Господа с небес…»).
Отпуст дневной воскресный с поминанием святителя Иоанна Златоуста и святого храма.