Реферат Курсовая Конспект
ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь - раздел Образование, Часть Ii ...
|
ЧАСТЬ II
Постная и Цветная Триодь
Глава 1. Подготовительный период к Великому посту
Общая характеристика периода Постной Триоди
Недели о блудном сыне, мясопустная и сыропустная.
Идейный смысл богослужений
Частные особенности богослужения
Суббота мясопустная
Сырная седмица
Особенности богослужения в понедельник, вторник и четверг сырной седмицы.
Среда и пятница сырной седмицы.
Сырная суббота
Глава 2. Последование и общие особенности богослужений в седмичные дни Великого Поста
Общая схема утрени, совершаемой в седмичные дни Великого поста.
Чин великопостной утрени изложен в 49-й главе Типикона и в Триоди Постной в последовании понедельника 1-й седмицы Великого поста. На практике на 1-й седмице утреня совершается утром (это – первое утреннее богослужение), тогда как в другие седмицы в большинстве храмов – вечером после повечерия (в понедельник – после малого повечерия, в остальные дни – после великого).
Священник облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, благословляет кадило и, стоя перед престолом с кадилом в руке, возглашает: «Благословен Бог наш...».
Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный…»и другие молитвословия обычного начала.
«Царю Небесный…» на великопостной утрене не читается только тогда, если перед этим было совершено другое богослужение (полунощница или повечерие). Если же утреня является 1-й службой в составе определенной группы суточных служб (как на 1-й седмице), то «Царю Небесный…» читается непременно. Что же касается чтения Трисвятого по «Отче наш…», то эта часть обычного начала на великопостной утрени присутствует всегда. Более того, данная особенность в начальной части великопостной утрени является ее единственным отличием от утрени вседневной (вседневная утреня, если было предшествующее богослужение, начинается с «Приидите, поклонимся…»).
«Приидите, поклонимся...». Ктиторские псалмы(19-й и 20-й). Во время чтения ктиторских псалмов священник совершает каждение всего храма.
Далее до мирной ектении включительно совершается последование вседневной утрени без изменений.
………………………………………………………………………………………
После мирной ектении диакон с хором исполняют «Аллилуиа...»со стихами из 5-й библейской песни (Ис. 26:9-19). Пение «Аллилуиа...» вместо «Бог Господь…» — один из существенных признаков великопостной утрени. Схема пения такова:
Диакон: «Глас (называет текущий глас Октоиха)». «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли».
Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа»..
Диакон: «Правде научитеся, живущии на земли».
Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа»..
Диакон: «Зависть приимет люди ненаказанныя».
Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Диакон: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли».
Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Далее чтец и хор исполняют Троичны гласа(подробнее см. далее §2.2.1).
Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава».
Чтец: «И ныне». Кафисмыпо Уставу (всегда 3 кафисмы).
После каждой кафисмы чтец: «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй»(трижды), седальны по Уставу.
По 1-й кафисме полагаются седальны Октоиха, но их лучше взять в приложении Триоди. Седальны читаются следующим образом:
А) если святой имеет кондак в Минее[5]:
1-й седален
стих дневной (в понедельник и вторник – «Господи, да не яростию Твоею…», в среду и пяток – «Возносите Господа Бога нашего…», в четверг – «Во всю землю…»).
2-й седален
стих «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»
мученичен (находится после Богородична)
«Слава и ныне»: Богородичен на ряду.
Б) Если по 6-й песни в Минее нет кондака, то мученичен здесь пропускается (само собой разумеется, что стих «Дивен Бог…» в таком случае также не произносится) и будет прочитан по 6-й песни канона.
По 2-и и 3-й кафисме: седальны Триоди на ряду.
После седальнов по 3-й кафисме:
Хор: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава».
Чтец: «И ныне», 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»).
Во время чтения псалма диакон выходит северной дверью и становится на амвоне у иконы Спасителя.
Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…».
Хор: «Господи, помилуй» 12 раз.
Священник: «Милостию и щедротами…».
Хор: «Аминь» и начинает петь канон (подробно о пении великопостного канона см. далее §2.2.2.).
По 3-й песни канона хор исполняет катавасию.
Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».
Священник (возглас): «Яко Ты еси Бог наш...».
Чтец читает седален святого, «Слава, и ныне»: Богородичен или Крестобогородичен Минеи.
По 6-й песни канона хор исполняет катавасию.
Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».
Священник (возглас): «Ты бо еси Царь мира...».
Чтец читает кондак Минеи; в редких случаях в Минее есть икос (13, 17 февраля и др.). Если кондака в Минее нет (6 февраля, 3, 10 марта и др.), читается мученичен Октоиха (его можно взять из того приложения Триоди, где находятся седальны по 1-й кафисме).
На 8-й песни диакон совершает каждение алтаря.
В конце 8-й песни вместо «Слава» хор поет: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа».
По 8-й песни канона хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и затем катавасию.
Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».
Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа Моя Господа…»и припев«Честнейшую...»),в это время диакон совершает каждение храма.
Типикон в 9-й главе предписывает совершать поклон каждый раз в конце припева «Честнейшую…», т.е. всего 6 раз. Однако в 49-й главе Типикона и в Триоди Постной об этих поклонах не говорится. В связи с этой неопределенностью отношение в приходской практике к этим поклонам на «Честнейшую…» неоднозначное: в одних храмах их совершают, в других – пропускают.
По 9-й песни канона хор исполняет катавасию.
Хор: «Достойно есть...»(в конце совершается поклон).
Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».
Священник (возглас): «Яко Тя хвалят...».
Чтец и хор исполняют великопостные светильны гласа по особому чину (см. далее §2.2.1.).
Чтец: «Хвалите Господа с небес...»и хвалитные псалмы
«Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...».
«Слава Тебе, показавшему нам свет». «Слава в вышних Богу…»(вседневное славословие)
Диакон произносит просительную ектению «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...».
Священник (возглас): «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси...».
Хор:«Аминь».
Священник (благословляя народ): «Мир всем».
Хор: «И духови Твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».
Хор:«Тебе, Господи».
Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Святый, в вышних живый и на смиренныя призираяй...»,а затем возглашает: «Твое бо есть еже миловати и спасати…».
Хор: «Аминь».
Канонарх: «Глас… (называет глас и начальные слова 1-й стихиры)».
Хор поет стихиры на стиховне из Триоди. «Слава, и ныне»: Богородичен Триоди. Крайне редко в Минее есть стихира «Славы» (напр., 17 февраля); в этом случае «Слава»: стихира святого, «И ныне»: Богородичен 2-го приложения или Крестобогородичен Минеи на ряду.
Чтец: «Благо есть...»(дважды)[6]. Трисвятое по «Отче наш…».
Священник(выйдя на амвон): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».
Чтец: «Аминь. «В храме стояще…». «Господи, помилуй» 40 раз.
«Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…».
Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».
Чтец: «Аминь». «Небесный Царю…».
Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего...»)с 16-ю поклонами.
Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...».И совершается последование 1-го часа.
Полный отпуст утрени священник произносит в конце 1-го часа.
Анализ отдельных элементов великопостной утрени
После того, как мы рассмотрели последование великопостной утрени в целом, следует уделить внимание некоторым частным особенностям великопостной утрени, совершение которых может вызвать затруднение на практике.
Схема отправления великопостного канона
На великопостной утрене употребляются два канона: полный канон Минеи и трипеснец Триоди; трипеснец в свою очередь всегда состоит из двух канонов: автором 1-х трипеснцев является преподобный Иосиф Песнописец, автором 2-х трипеснцев – преподобный Феодор Студит. Библейские песни, которые употребляются в том числе и в приходской практике, поются по особой схеме (третий вариант в Ирмологии). Все правила, касающиеся отправления великопостного канона, можно условно разделить на основные и дополнительные. Такая терминология, используемая нами, отнюдь не означает, что «дополнительные» принципы имеют меньшую важность, но опирается лишь на то, основные принципы касаются исполнения канона в целом, тогда как дополнительные – важных нюансов, частностей. Для безошибочного отправления великопостного канона нужно твердо усвоить все нижеперечисленные правила.
Основные принципы: а) В тех песнях, где нет трипеснца, поется только канон Минеи на 4 (ирмос + 4 тропаря, т.е. ирмос в число «4» не входит). Здесь от библейской песни берутся только два последних стиха, которые поются перед двумя начальными тропарями Минеи. Перед 3-м тропарем Минеи – «Слава», перед Богородичным – «И ныне».
В качестве примера рассмотрим пение 7-й песни во все дни:
Хор: ирмос 7-й песни Минеи и сразу предпоследний стих 7-й библейской песни: «Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего...».
Чтец: 1-й тропарь Минеи.
Хор (последний стих 7-й песни): «Благословен еси на тверди небесней...».
Чтец: 2-й тропарь.
Хор: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: 3-й тропарь.
Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Чтец: Богородичен Минеи.
б) В тех песнях, где есть трипеснец, библейская песнь поется полностью, при этом (если песнь содержит более 12 стихов) сначала поются подряд стихи библейской песни до отметки «на 14», а затем начинается собственно канон. Схема канона такова: Минеи на 6 (ирмос в этом счете учитывается, т.е. «на 6» = ирмос + 5 тропарей) и Триоди на 8. В конце 2-го трипеснца на «Слава» читается Троичен, на «И ныне» — Богородичен. При этом к Богородичну Триоди добавляется один тропарь (крайне редко – 2 тропаря) с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет «на 8» не входит. После этого добавочного тропаря поется катавасия Триоди (всегда ирмос 2-го трипеснца).
При этом нужно помнить следующие два нюанса:
— на 8-й песни вместо «Слава» хор поет «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа», а перед катавасией – «Хвалим, благословим…».
— 9-я библейская песнь имеет всего 11 стихов, потому всегда начинается с ирмоса Минеи (далее – обычное чередование стихов песни и тропарей).
Для иллюстрации приведем схему пения 4-й песни в четверг:
Хор «Господи, услышах слух Твой и убояхся...».
Далее поет подряд все стихи, до отметки «на 14».
………………………………………………………..
Хор (стих, идущий сразу после отметки «на 14»): «Вложил еси во главы беззаконных смерть...».
Хор: ирмос 4-й песни Минеи и сразу следующий стих библейской песни: «Разсекл еси во изступлении главы сильных...».
Чтец: 1-й тропарь Минеи.
Хор «И возвел еси на море кони Твои...».
Чтец: еще раз 1-й тропарь Минеи (чаще всего каноны Минеи имеют три тропаря и Богородичен, потому 1-й тропарь для достижения количества «на 6» повторяется; однако если канон имеет 4 тропаря, то разумеется, что все тропари читаются подряд по разу).
Хор «Сохранихся, и убояся сердце мое...».
Чтец: 2-й тропарь.
Хор: «И вниде трепет в кости моя…».
Чтец: 3-й тропарь.
Хор: «Почию в день скорби моея…».
Чтец: Богородичен Минеи.
Хор: «Зане смоковь не плодопринесет...».
Чтец: 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Хор: «Солжет дело маслинное...».
Чтец: 2-й тропарь 1-го трипеснца.
Хор: «Оскудеша овцы от пищи...».
Чтец: 3-й тропарь 1-го трипеснца.
Хор: «Аз же о Господе возрадуюся...».
Чтец: Богородичен 1-го трипеснца.
Хор: «Господь Бог мой сила моя...».
Чтец: 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Хор (последний стих песни): «И на высокая возводит мя...».
Чтец: 2-й тропарь 2-го трипеснца.
Хор: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: Троичен 2-го трипеснца.
Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Чтец: Богородичен 2-го трипеснца.
Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Чтец: добавочный тропарь Триоди.
Хор: катавасию Триоди.
Дополнительные правила:
в) 3-я песнь во все дни, кроме среды, и 6-я песнь во все дни поются без ирмоса: в этих песнях ирмос Минеи переносится в конец и поется в качестве катавасии, сама же песнь начинается с пения предпоследнего библейского стиха и чтения 1-го тропаря. На это правило нужно обратить особенное внимание и постоянно держать его в памяти, ибо именно с ним чаще всего в приходской практике возникают проблемы.
Например, такова схема отправления 6-й песни канона:
Хор: сразу (после Богородична 5-й песни, а в пятницу – после катавасии Триоди) поет предпоследний стих 6-й библейской песни: «Хранящии суетная и ложная...».
Чтец: 1-й тропарь Минеи.
Хор (последний стих 6-й песни): «Аз же со гласом хваления ...».
Чтец: 2-й тропарь.
Хор: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: 3-й тропарь.
Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Чтец: Богородичен Минеи.
Хор: ирмос 6-й песни (как катавасию)
г) Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди, причем с библейской песнью тропари Триоди не соединяются. Сначала поется библейская песнь полностью, после заключительного стиха «И очистит Господь землю людей Своих» поется ирмос 1-го трипеснца (кстати, это – единственный случай, когда на великопостной утрене поется ирмос 1-го трипеснца), затем с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» присоединяются тропари Триоди на 8 + добавочный тропарь и поется катавасия (ирмос 2-го трипеснца).
д) В пятницы 1-й, 5-й и 6-й седмиц всегда[7] 6-я и 7-я библейские песни поются полностью со всеми стихами. Это же правило работает и в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц в том случае, если в субботу случится великий святой, предпразднство Благовещения или сам праздник. Это значит, что сначала хор поет все стихи соответствующей песни подряд до отметки «на 4», а два заключительных стиха уже поются с тропарями канона; на 7-й песни перед предпоследним стихом песни поется ирмос Минеи.
Такое предписание объясняется стремлением спеть все библейские песни за седмицу хотя бы по разу. Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы 6-я и 7-я песни поются на субботней утрене, так как в эти субботы библейские песни употребляются в великопостной редакции. Однако в другие субботы с пением на утрене «Бог Господь…» канон совершается по праздничному или вседневному варианту. Оба эти варианта предусматривают пение только избранных стихов, а не всей песни целиком. Потому, чтобы все стихи 6-й и 7-й песни прозвучали хотя бы раз и на этих седмицах, Устав предписывает переносить сами библейские песни на пятницу.
По рассмотренной схеме канон поется в случае одного святого в седмичный день Великого поста. Это – наиболее частый вариант, потому что в Месяцеслове Типикона и в Минеях за февраль, март и 1-й части за апрель на подавляющее большинство дней приходится память одного святого без знака. Дней памяти двух святых в Типиконе в период с начала февраля до середины апреля очень мало, всего 4 случая: 8 февраля, 21 февраля, 28 марта, 4 апреля. При этом может получиться, что ни одна из указанных дат не выпадет на седмичный день Великого поста (в случае поздней Пасхи февральские дни могут случиться до начала поста, а другие – выпасть на субботу, воскресенье или особый день, например, четверг 5-й седмицы). Тем не менее, о том, как совершается канон в случае двух святых, следует сказать (хотя столь подробно, с примерами, как мы это делали для одного святого, данный случай разбирать не стоит).
Итак, в случае двух святых, как указывает Типикон в последовании понедельника 1-й седмицы, в тех песнях, где есть Триодь, каноны Минеи все равно поются в совокупности на 6 (т.е. схема соединения с библейской песнью не меняется). При этом последовательность чтения тропарей святых выглядит так:
Ирмос канона 1-го святого
1-й и 2-й тропарь 1-го святого под один стих песни
3-й тропарь 1-го святого итого
1-й и 2-й тропарь 1-го святого под один стих песни на 6
3-й тропарь 1-го святого
Богородичен канона 2-го святого
Однако как быть в тех песнях, где нет трипеснца? Типикон об этом умалчивает, в связи с чем известные литургисты (прот. К. Никольский, В. Розанов, архим Иоанн (Маслов)) также обходят этот сложный вопрос. Потому здесь приходится опираться на логику и вспомогательные пособия. Составители «Богослужебных указаний», ссылаясь на «распространенную практику», указывают, что в таких песнях следует петь сначала ирмос канона 1-го святого, затем читаются тропари на 8 (из каждого канона по 4); библейские стихи также берутся от отметки «на 8» (последние 6 стихов песни). В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого — в качестве катавасии (т.е. для случая двух святых правило в), отмеченное выше, неактуально); в остальных песнях ирмосы 2-го канона Минеи не поются [Богослужебные указания, 2013 год, С. ].
Как относиться к таким рекомендациям? В принципе, логика в таком образе пения есть, так как из канона каждого святого должно быть прочитано 4 тропаря. Если даже читаются все 3 тропаря в тех песнях, где есть Триодь и где приходится объединять по два тропаря под один стих, то в большей степени естественно читать каноны Минеи на 4 там, где для этого нет препятствий. Потому для такого редкого случая как служение двум святым в седмичный день Великого поста указанную схему отправления канона, хотя она и неуставная, можно принять в качестве правила.
Великое повечерие
Хотя устав великого повечерия представлен в 49-й главе Типикона в параграфе «в понедельник первый седмицы», мы возьмем за образец тот чин великого повечерия, который совершается чаще всего, а именно вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы. Само чнопоследование великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.
Обычное начало и часть 1-я
Священник облачается в епитрахиль, выходит на солею, становится перед царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш...».
Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…».
Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».
Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...».Псалом 4: «Внегда призвати ми...».Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...».Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...». «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй»(трижды). «Слава, и ныне». Псалом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...».Псалом 30: «На Тя, Господи, уповах...».Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...». «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй»(трижды), «Слава, и ныне».
Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог».
Хор: «С нами Бог...» (2 раза полностью).
Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог».
Чтец: «Услышите до последних земли».
Хор: «Яко с нами Бог».
Чтец: «Могущие покаряйтеся».
Хор: «Яко с нами Бог»(далее по тексту великого повечерия).
<…>
Чтец: «Отец будущаго века»(последний стих).
Хор: «Яко с нами Бог».
Чтец: «С нами Бог, разумейте языцы...»(полностью).
Хор: «С нами Бог...» (полностью).
Чтец: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Хор: «С нами Бог...»(полностью).
Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Хор: «С нами Бог...»(полностью).
Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи...». «Слава»: «День прешед, славословлю тя, Владыко...». «И ныне»: «День прешед, песнословлю тя, Святый...». «Безплотное естество херувимское...». «Верую во Единаго Бога Отца...».
Священник: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»иделает земной поклон.
Хор повторяет: «Пресвятая Владычице Богородице...»(дважды).
Священник: «Вся небесныя Силы Святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных»(земной поклон).
Хор повторяет данный запев один раз.
Аналогично происходит обращение и к другим святым по чину: священник возглашает очередной запев и делает поклон, а хор повторяет запев один раз.
После заключительного запева («Боже, очисти нас грешных и помилуй нас») чтец читает Трисвятое по «Отче наш…». В Церковном Уставе это Трисвятое называется «первым Трисвятым».
Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».
Чтец говорит: «Аминь» и читает тропари из Часослова:
Впонедельник и среду вечером: «Просвети очи мои...», «Слава»: «Заступник души моея буди, Боже...», «И ныне»: «Яко не имамы дерзновения...».
Во вторник и четверг вечером: «Невидимых враг...», «Призри и услыши мя...»(стих), «Яко страшен суд Твой...», «Слава»: «Слезы ми даждь, Боже...», «И ныне»: «Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея...».
После тропарей чтец во всех случаях читает: «Господи, помилуй»(40 раз), «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним благослови, отче».
Священник: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».
Чтец: «Аминь».И читает молитву святителя Василия Великого: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни...».
Последование литургии Преждеосвященных Даров
Утреня
Хотя утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной.
По «Бог Господь…»(поется «Бог Господь…» вместо «Аллилуиа»): тропарь святого дважды, «Слава, и ныне»,Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Кафисмы 3 по Уставу.
Седальны по 1-й и по 2-й кафисме – Триоди (соответственно, в Триоди они обозначены как седальны по 2-м и 3-м стихословии). Эти седальны присоединяются к кафисме без малой ектении (через «Господи, помилуй» 3 раза).
По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению (возглас – «Яко Твоя держава…») и читаются седальны Минеи: 1-й седален святого, «Слава»: 2-й седален святого, «И ныне»: Богородичен Минеи.
Полиелей(схема этой части утрени от полиелея до канона – такая же, как на обычной полиелейной утрене).
Величаниесвятого со стихами избранного псалма.
Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.
Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого.
Канон: а) в тех песнях, где нет трипеснца: канон святого со ирмосом на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…».
б) в тех песнях, где есть трипеснец: канон святого со ирмосом на 6 и Триоди на 8 (+ добавочный тропарь Триоди, который в счет «на 8» не входит). Катавасия – Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди (ирмос – 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия – 2-го трипесца).
Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.
По 6-й песни: кондак и икос святого.
По 9-й песни:светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи, см. 9 марта).
«Всякое дыхание…» не поется (так как не поется великое славословие)
Стихиры на «Хвалите…»:стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду.
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие.
Просительная ектения и молитва главопреклонения.
Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира святого, «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду. Если в Минее нет отдельной «Славы» (например, 24 февраля), то повторяется славник со стихир на «Хвалите…» и его же Богородичен.
«Благо есть…»(1 раз). Трисвятое по «Отче наш…».
Тропари: тропарь святого, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…».
Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с 3-мя поклонами.
Чтец: «Аминь» и последование 1-го часа
Отпуст (произносится после 1-го часа) полный праздничный с поминанием святого храма и празднуемого святого.
Замечания о поклонах в седмичные дни Великого поста
Глава 3. Святая Четыредесятница.
В этой главе мы рассмотрим отдельные дни Святой Четыредесятницы имеющие частные особенности.
Все дни Святой Четыредесятницы для удобства лучше разбить на 3 категории: седмичные дни, субботы и воскресные дни. Как мы видим, применительно к периоду Великого поста из понятия «седмичные дни» мы исключаем все субботы, так как субботние богослужения в пост являются, по сути, службами совсем иного типа. Если в седмичные дни совершается обычное великопостное богослужение с поклонами и большим количеством покаянных молитвословий, то в субботы отменяются поклоны, пост смягчается, да и само богослужение приобретает праздничный колорит[23].
Итак, в седмичные дни службы совершаются по единому великопостному чину, потому седмичных дней, имеющих какие-то индивидуальные особенности, не так и много. Это – все дни первой седмицы, понедельник, среда и пятница 4-й седмицы, а также четверг 5-й седмицы. Впрочем, из перечисленных случаев по-настоящему наполнен особенностями только один день – четверг 5-й седмицы, тогда как иные седмичные дни существенных отличий имеют сравнительно мало. Все же остальные особые дни Великого поста – это субботы и воскресенья. Потому в настоящей главе наше внимание главным образом будет сосредоточено на богослужениях субботних и воскресных дней Святой Четыредесятницы, ну и, конечно же, мы отметим особенности тех немногих седмичных дней, которые уже нами перечислены.
Особенности богослужения на 1-й седмице Великого поста. неделя 1-я великого поста
Значение 1-й седмицы Великого поста для православных христиан
Стандартный вариант богослужения.
Этот вариант, когда Минея не используется, мы назвали «стандартным», так как он излагается в 49-й главе Типиконе и бывает более чем в половине случаев. В этом случае богослужение совершается по Триоди и Октоиху, причем присутствие Октоиха в службе минимально и ограничивается стихирами на «Господи, воззвах…» и седальнами по 1-й кафисме на утрене. Песнопения святому мученику Феодору берутся из Триоди.
Служба святому Минеи должна быть перенесена на повечерие, «егда изволит екклесиарх» (Типикон, пятница 1-й седмицы вечером, заключительное «зри»). Проблема усложняется тем, что в воскресение служба святому также не будет совершена и потому канон святого с воскресного дня (который обычно переносится на пятницу вечером) также нужно перенести на повечерие, руководствуясь тем же произволением екклесиарха. Триодь же говорит о переносе служб Минеи более конкретно: «Каноны же в Минеи настоящия субботы и недели поем, егда изволит екклисиарх: един убо поем в повечерии пятка, другий же канон поем в повечерии недели» (Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы). Следовательно, логичнее всего поступить следующим образом: канон святого субботнего дня прочитать на повечерии этого же дня, т.е. в пяток вечера, а канон святого, память которого случится в 1-ю Неделю поста – на повечерие в неделю вечером.
Интересен вопрос о статусе службы святому великомученику Феодору в 1-ю субботу поста. С одной стороны, совершается вседневное богослужение, главным его признаком является чтение славословия на утрене. С другое стороны, это богослужение имеет многие признаки славословной службы: поется воскресный Богородичен после тропаря, святой имеет хвалитные и даже стиховные стихиры на утрене, поется катавасия «Отверзу уста моя…» по каждой песни, блаженны на литургии читаются только святому на 8. Можно даже сказать, что в этот день совершается славословная служба без пения славословия (хотя такое утверждение выглядит парадоксальным, оно позволяет объяснить наличие многих признаков праздничной службы). Руководствуясь этой идеей, можно выявить некоторые особенности богослужения, которые в Типиконе явно не обозначены (например, пение тропарей и кондаков по малом входе).
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу)
Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10:самогласен Триоди (дважды), мученичны Октоиха — 4, стихиры великомученика Феодора[25] — 4; «Слава»: стихира мученика; «И ныне»: догматик настоящего гласа.
По заамвонной молитве совершается чин освящения колива:
На амвоне (некоторые совершают в центре храма) пономари ставят стол, на котором находится блюдо с коливом.
Чтец: «Приидите, поклонимся…», псалом 142
Диакон и хор: «Бог Господь…» с обычными стихами.
Хор: тропарь мученика, «Слава»: тропарь мученика еще раз, «И ныне»: «Вся паче смысла...». При пении тропарей совершается троекратное каждение стола с коливом окрест (по тому же чину, как совершается каждение хлебов на всенощном бдении).
Чтец: 50 псалом.
Канон мученика молебный. Типикон предписывает петь его «на 4, без ирмосов». Если понимать эти слова буквально, то ирмосы канона можно не петь (тем более что текст их в Триоди не дается полностью, а только начальные слова). Однако более вероятно, что Типикон просто говорит о чтении тропарей канона на 4, т.е. ирмос в количество «на 4» не входит, а считается отдельно. Во всяком случае, во многих храмах ирмосы поются.
Итак, хор поет ирмос каждой песни канона, затем припевы к тропарям. К первым двум тропарям: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас», к третьему тропарю — «Слава», перед Богородичным — «И ныне». По обычаю, тропари канона читают священники. По 6-й песни канона священник говорит «Господи, помилуй» 3 раза, «Слава, и ныне» и читает кондак мученика. По 9-й песни – катавасия «Тя Неискусобрачную…» (повторяется ирмос 9-й песни).
Чтец: Трисвятое по «Отче наш...».
Священник: «Яко Твое есть Царство...».
Хор: тропарь мученика, «Слава»: кондак мученика, «И ныне»: — Богородичен «Якоже Предстательство...».
Диакон: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Священник читает молитву над коливом из Служебника «Вся совершивый словом Твоим…».
Хор: «Аминь». «Буди имя Господне...» и переход отпуст литургии по чину.
Отпуст литургии вседневный (см. полный текст на утрене) с добавлением имени святителя Григория Двоеслова.
Отметим, что в приходской практике чин освящения колива иногда совершается в сокращенном варианте. Для этого в изложенном выше последовании опускаются оба псалма и Трисвятое с тропарем и кондаком после канона. По сути, остается пение «Бог Господь…» с тропарями, канон и молитва в конце чина.
Великое повечерие
Великое повечерие — первое богослужение суточного круга субботы, на котором поклоны не совершаются.
1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...»читается без пения и поклонов (то есть чтец сам читает каждый запев по одному разу, не повторяя их).
По 1-м Трисвятом: тропарь мученика, «Слава, и ныне»: «Вся паче смысла...» (воскресный Богородичен 2-го гласа).
2-я часть: без изменений.
3-я часть: каноны: заупокойный из Октоиха (из субботней утрени) и святого Минеи настоящего дня (вспомним, что служба рядового святого выносится на повечерие).
По 3-м Трисвятом: кондак мученика (вместо «Господи Сил...»). Затем «Господи, помилуй» (40 раз). После «Боже, ущедри ны...» поклонов нет, а сразу — «Аминь. Нескверная, Неблазная...».
Отпуст малый.
Полунощница
Субботняя полунощница без особенностей.
Утреня
Утреня совершается по обычному вседневному чину без великопостных особенностей в последовании. Здесь нужно обратить внимание на такой психологический момент: к концу 1-й седмицы священнослужители и церковнослужители «привыкают» к службам великопостному чину, потому обратно «перестроиться» на обычный чин не так уж просто. Нужно вспомнить, что здесь совершается обычная вседневная утреня (за ней – обычные часы) и великопостные особенности временно (до понедельника) «позабыть».
Как мы уже отмечали, утреня эта по своему чину весьма необычная: ее последование соответствует утрени вседневной, тогда как многие особенности – утрени с великим славословием.
Поется «Бог Господь…» вместо «Аллилуиа».
По «Бог Господь…»:тропарь мученика дважды, «Слава, и ныне»: «Вся паче смысла...».
16-я кафисма.
СедальныОктоиха (по 1-м стихословии).
17-я кафисма.
Седальнымученика.
Канон: храма на 6 и два канона мученика из Триоди на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…», поется по каждой песни.
Библейские песни, как указано в Триоди, поются по вседневному (а не великопостному!) варианту «Господеви поем…» (1-й вариант в Ирмологии). Однако в приходской практике стихи песней заменяются припевами, к тропарям Триоди используется тот же припев, что и в чине освящения колива: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас».
По 3-й песни: седальны Триоди.
По 6-й песни: кондак и икос мученика.
По 9-й песни:светилен мученика; «Слава, и ныне»: Богородичен Триоди.
«Всякое дыхание…» не поется.
Стихиры на «Хвалите…»:стихиры мученика на 4; «Слава»: стихира мученика; «И ныне»: Богородичен Триоди на ряду.
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие.
Стихиры на стиховне мученика из Триоди с их припевами. «Слава»: стихира мученика, «И ныне»: Богородичен «Владычице, приими молитвы…»[26].
По «Благо есть…»: тропарь мученика, «Слава, и ныне»: «Вся паче смысла...».
Отпуст вседневный: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, … (поминается святой храма), святаго великомученика Феодора Тирона, … (поминается рядовой святой Минеи, канон которому читали на повечерии), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах
Тропарь и кондак мученика.
Литургия
«Блаженны»: тропари канона мученика из 3-й и 6-й песни на 8.
По входе(Типикон о пении тропарей и кондаков умалчивает, но есть все основания петь их по схеме святого со славословием в субботу):
— в храме Господском или Богородичном:тропарь храма, тропарь мученика;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;
— в храме святого:тропарь храма,тропарь мученика, кондак храма;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиаипричастен—мученика.
АпостолиЕвангелие—дня и мученика (т.е. имеем один прокимен, но два чтения).
Отпуст вседневный с добавлением имени святителя Иоанна Златоуста.
Неделя 3-я Великого поста и 4-я седмица
Место Недели Крестопоклонной и 4-й седмицы в структуре Великого поста
Особенности богослужения в понедельник 4-й седмицы
Особенности богослужения в среду и пятницу 4-й седмицы
Недели 4-я и 5-я Великого поста
Четверг 5-й седмицы Великого поста
Суббота 5-й седмицы Великого поста
В эту субботу Церковь празднует славословный Богородичный праздник, который имеет собственное название – «Похвала Пресвятой Богородицы»; также часто употребляется наименование «Суббота Акафиста», потому что в этот день на утрене поется акафист Пресвятой Богородице (кстати, единственный случай в году, когда пение акафиста предусмотрено и предписано Уставом!).
Глава 4. Лазарева суббота и Неделя Ваий
Краткая характеристика периода
Лазарева суббота
Идейный смысл богослужения
Вход Господень в Иерусалим
Событие праздника
Краткая история праздника
Идейный смысл праздничных молитвословий
Глава 5. Страстная седмица
Последняя седмица (6 дней) перед Пасхой в русском церковном обиходе чаще всего именуется Страстной седмицей вследствие того, что на ее богослужениях переживаются (актуализируются) события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, кульминацией которых стали Его искупительные страдания (страсти). Кроме того, вследствие исключительной важности этих воспоминаемых событий для православного богословия встречается другое наименование – «Великая Седмица» (это выражение является буквальным переводом словосочетания Μεγάλη Εβδομάδα, которое используют грекоязычные христиане применительно к последней седмице Великого поста). Хотя в русской богословской традиции выражение «Великая Седмица» встречается весьма редко (впрочем, оно употребляется в синаксарии Великой Субботы), следствием этой идеи является наименование каждого дня седмицы «великим», причем в орфографии принято выделять прописными буквами не только это прилагательное, но и название дня в каждом словосочетании: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
Великий Понедельник, Великий Вторник и Великая Среда
Идейный смысл песнопений Триоди
Малое повечерие накануне понедельника и Великое повечерие накануне Вторника и Среды
Часы и изобразительны
Великий Четверг
Основные темы богослужения.
В богослужении великого Четверга актуализируются 4 воспоминания, все они перечислены в синаксарии этого дня:
Библейские чтения.
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великого Четверга.
Часы и изобразительны
Часы.
Совершаются вседневные часы со следующими особенностями.
— На 1-м часе имеем самую примечательную особенность: читается паремия из книги пророка Иеремии; перед и после паремии поются прокимены. Схема чтения прокименов и паремии соответствует схеме отправления этих же молитвословий на 6-м великопостном часе. Вставляются прокимены и паремия также после Богородична часа.
Суммируя все наши знания о чтении паремий на часах, придем к выводу, что паремии на часах читаются редко и лишь в следующих случаях:
1) на всех великих часах;
2) на 6-м великопостном часе;
3) в Великий Четверг на 1-м часе.
Таким образом, Великий Четверг – единственный случай в году, когда читается паремия на вседневном часе, и что еще более удивительно, это 1-й час (а не 6-й, как можно было бы ожидать по аналогии с великопостными часами)!
— 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе.
— На всех часах читается тропарь «Егда славнии ученицы…» и кондак «Хлеб прием в руце предатель…».
Великая Пятница
Основные темы богослужения.
В столь высокой центральной теме богослужения Великой Пятницы – воспоминание страстей и смерти Спасителя – трудно выделить частные аспекты; любое такое построение будет страдать схематизмом и определенной долей условности. Сознавая это, укажем все же наиболее заметные смысловые оттенки, которые имеют содержащиеся в службе песнопения:
Малая ектенияс возгласом«Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя...».
Прокимен:«Разделиша ризы Моя себе…»
Е Евангелие
Псалом.
Е Евангелие.
«Всякое дыхание…» поется
Заметная особенность Великой Пятницы, ибо это – всего второй случай в Уставе (первый – праздник Благовещения в седмичный день Великого поста), когда поется «Всякое дыхание…», но славословие читается.
На «Хвалите...» стихиры Триоди на 4; «Слава»: стихира Триоди, «И ныне»: стихира Триоди.
Е Евангелие.
Чтец возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие; диакон затем произносит просительную ектению. Затем – обычные возгласы, молитва главопреклонения и возглас пресвитера «Твое бо есть еже миловати…».
Е Евангелие.
На стиховнестихиры Триоди с особыми припевами; «Слава»: стихира Триоди, «И ныне»: стихира Триоди.
Во время пения стихир духовенство совершает полное каждение храма. Это каждение предваряет чтение последнего Евангелия.
Часы и изобразительны
Часы.
Совершаются вседневные часы со следующими особенностями:
— 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе.
— На всех часах читается один тропарь «Благообразный Иосиф…» и кондак «Бездну заключивый…».
Господи, воззвах…».
Стихиры Триоди на 8: воскресные 1-го гласа – 4 и Триоди – 4. «Слава»: стихира Триоди, «И ныне»: догматик 1-го гласа.
Вход с Евангелием (священник во время входа читает молитву вечерни «Вечер, и заутра, и полудне…»).
«Свете тихий…»(и сразу по окончании пения диакон затворяет царские врата).
Прокимена нет.
– Конец работы –
Используемые теги: часть, II, Постная, Цветная, Триодь0.088
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов