Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо в нашем Уставе только часы могут начинаться без возгласа, даже повечерие и полунощница всегда начинаются с возгласа «Благословен Бог наш…». Таким образом, вечерня в седмичные дни Великого поста – единственное богослужение, не относящееся к часам, которое начинается без возгласа священника.
Так как вечерня присоединяется к часам, то и в приходской практике она совершается утром, сразу после изобразительных.
Чтец (после поклонов на изобразительных): «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов).
Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы.
Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже»(трижды).
Диакон произносит великую ектению.
Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».
Хор: «Аминь».
Чтец читает 18-ю кафисму (в понедельник и вторник 5-й седмицы читается кафисма рядовая). По окончании всей кафисмы: «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды).
Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».
Священник (возглас): «Яко Твоя держава…».
Хор: «Аминь» и «Господи, воззвах…»по гласу 1-й стихиры Триоди.
Чтец: «Положи, Господи...»до слов «Аще беззаконие назриши...». Диакон кадит весь храм по обычаю.
Хор далее поет стихиры на 6: Триоди – 3, Минеи – 3. «Слава, и ныне»: Богородичен (накануне среды и пятка – Крестобогородичен) Минеи. Очень редко (в основном, в службах февральской Минеи[11]) бывает стихира «Славы»; в этом случае «Слава»: стихира святого, «И ныне»: Богородичен 2-го приложения или Крестобогородичен Минеи на ряду.
Хор: «Свете тихий...».
Диакон: «Вонмем».
Священник: «Мир всем».
Диакон: «Премудрость. Вонмем».
Чтец и хор по обычаю исполняют1-й прокимен Триоди
Чтец (становится в центре храма перед аналоем с иконой): «Прокимен, глас… (возглашает 1-й прокимен Триоди)».
Хор поет 1-й прокимен.
Чтец говорит стих 1-го прокимена.
Хор поет 1-й прокимен.
Чтец говорит половину 1-го прокимена.
Хор допевает оставшуюся часть прокимена.
Диакон: «Премудрость».
Чтец: «Бытия чтение».
Диакон: «Вонмем».
Чтец читает 1-ю паремию Триоди (из книги Бытие).
Диакон: «Вонмем».
2-й прокимен Триоди.
Диакон: «Премудрость».
Чтец: «Притчей чтение».
Диакон: «Вонмем».
Чтец читает 2-ю паремию Триоди (из Притчей).
Если вечерня совершается накануне праздника, то далее читаются еще три паремии праздника.
Чтец: «Сподоби, Господи...».
Диакон произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...».
Священник (возглас): «Яко Благ и Человеколюбец...».
Хор:«Аминь».
Священник (благословляя народ): «Мир всем».
Хор: «И духови Твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».
Хор:«Тебе, Господи».
Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Боже наш, приклонивый небеса»,а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».
Хор: «Аминь».
Канонарх: «Глас… (называет глас и начальные слова 1-й стихиры)».
Хор поет стихиры на стиховне из Триоди. «Слава, и ныне»: Богородичен Триоди. Очень редко (даже реже, чем на «Господи, воззвах…»[12]) в Минее есть стихира «Славы»; в этом случае «Слава»: стихира святого, «И ныне»: Богородичен 2-го приложения или Крестобогородичен Минеи на ряду.
Чтец: «Ныне отпущаеши...». Трисвятое по «Отче наш…».
Священник(выйдя на амвон): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».
Хор поет «Аминь» и тропари великопостные с поклонами: «Богородице Дево, радуйся…», «Слава»: «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…».
Священник в конце каждого тропаря вместе с другими совершает земные поклоны. После поклонов уходить в алтарь не следует, так как вскоре будут еще поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина (вообще говоря, священнику лучше оставаться на амвоне до отпуста вечерни, а не совершать лишние входы и выходы из алтаря, как, к сожалению, делают некоторые).
«Под Твое благоутробие…» без поклона.
Далее молитвословия Часослова на ряду:
Чтец: «Господи, помилуй» 40 раз.
«Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…».
Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».
Чтец: «Аминь». «Небесный Царю…».
Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего...»)с 16-ю поклонами.
Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…»(«конечное» Трисвятое).
Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».
Чтец:«Аминь», «Господи, помилуй»(12 раз). Молитва: «Всесвятая Троице, Единосущная Державо…».
Хор: «Буди имя Господне…» 3 раза.
Чтец: «Слава, и ныне» и 33 псалом.
Священник: «Премудрость».
Хор: «Достойно есть яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего»(то есть до половины).
Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Хор:«Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».
Священник творит дневной отпуст по Уставу, на котором последовательно поминает святых Октоиха и Минеи двух дней: уходящего и наступающего.
В качестве иллюстрации того, как должно на практике выглядеть поминание святых двух дней, приведем отпуст вечерни в понедельник 1-й седмицы 11 февраля (по старому стилю) 2015 года: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, предстательствы честных Небесных Сил безплотных(дневной святой понедельника), честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна(дневной святой вторника), святых славных и всехвальных апостол, …(здесь следует поминовение святого храма), святаго священномученика Власия(святой Минеи 11 февраля), святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великия(святой Минеи 12 февраля), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Хор поет «Великаго господина…».
О заупокойной литии. Типикон предписывает в седмичные дни Великого поста после окончания утрени (точнее, после 1-го часа) и после вечерни совершать литию об усопших. В приходской практике на 1-й седмице такая лития совершается только после вечерни, а в другие седмицы – и после вечерни, и после утрени (кроме, конечно, тех дней, когда случится полиелейный праздник или Благовещение). Чин ее излагается в конце 9-й главы Типикона и совпадает с обычной литией, разве что отличия имеются в пении «Вечной памяти»: после отпуста возглашения «Во блаженном успении…» не бывает, но хор сразу трижды поет: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы, братия и сестры[13] наша присно поминаемии». В конце священник произносит: «Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».