Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы

Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подразумеваются дни с понедельника по пятницу 2-й – 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, так как на 1-й седмице поста праздники святым не совершаются. Конечно, такой вариант случается довольно редко: есть всего два праздника с полиелеем в Типиконе, память которых может приходиться на седмичные дни поста – 24 февраля и 9 марта. Кроме того, в случае очень ранней Пасхи (если Пасха 22–24 марта) память святителя Алексия, митрополита Московского (12 февраля), также подпадает под указанную рубрику. Наконец, в некоторых епархиях могут быть совершены службы в праздники местночтимых святых, память которых в Месяцеслове приходится на период с февраля по середину апреля (например, 3 апреля в Санкт-Петербургской митрополии совершается праздник в честь преподобного Серафима Вырицкого). С другой стороны, есть такие годы, когда в седмичные дни Великого поста не случается ни одного полиелейного праздника[21]!

Несмотря на редкость «великопостного полиелея», такой вариант богослужения заслуживает особого внимания по двум причинам. Во-первых, в этом случае мы имеем довольно большое количество интересных богослужебных особенностей, причем не все из них подробно прописаны в Типиконе. Во-вторых, и это не менее важный аспект, великопостные службы в отношении Устава являются однотипными. Если не брать в расчет особенности совершения канона в разные дни седмицы (в конце концов, принципы совершения канона всегда одни и те же, отличия дней друг от друга ограничиваются той песнью, в которую вставляется начальная песнь трипеснца), то все службы повторяют одна другую как под копирку. И в ряду таких почти одинаковых седмичных богослужений полиелейный праздник предстает службой совсем иного типа. Этот праздник (правда, в меньшей степени, чем Благовещение) разрывает будничное великопостное однообразие и позволяет нам вкусить радость и ликование в дни покаянного плача и печали. Именно по этой причине даже в тех малых храмах, где служба совершается только в воскресные и праздничные дни и где в обычный период года пропускаются многие полиелейные праздники, великопостные полиелеи служат непременно.

Устав такой службы в Типиконе находится в Марковых главах 24 февраля («Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов» и «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных») и в основной рубрике 9 марта.

Все богослужения полиелейного праздника, начиная с вечерни накануне и до литургии Преждеосвященных Даров в сам день праздника, совершаются в фиолетовом облачении. Хор все песнопения поет обычным распевом (а не великопостным), молитва преподобного Ефрема Сирина (во всех местах, где она полагается) совершается только с 3-мя поклонами. Все другие поклоны (которые не сопровождаются молитвой преподобного Ефрема Сирина), свойственные великопостной службе, отменяются.