Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста

Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности:

1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или даже Сретение Господне, которое, однако, может случиться только в понедельник 1-й седмицы), то его богослужение никак не может быть совершено в тот же день, но обязательно переносится. При этом если праздник случится в понедельник, то служба его переносится на Неделю сыропустную, если же во вторник, среду, четверг или пяток, то – на субботу 1-й седмицы (см. Марковы главы 24 февраля, 9 марта, 30-я и 31-я храмовые главы). Данное правило указывает на более высокий статус 1-й седмицы сравнительно с другими седмицами Великого поста, где никакого переноса праздников не бывает (разве что служба четверга 5-й седмицы так же, как и службы 1-й седмицы, с праздниками не может быть соединена). Следовательно, строгость поста в эти дни максимальна, а само это предписание напоминает Страстную седмицу.

2) На полунощнице в понедельник 1-й седмицы совершается только 3 поклона (тогда как в остальные седмичные дни, в том числе и в другие понедельники – полные 16 поклонов). Эта особенность наглядно свидетельствует, что Устав стремится сделать для молящихся переход к службам по великопостному чину более «гладким», для чего уменьшает количество поклонов на самом первом богослужении первого дня Великого поста.

3) В первые 4 дня вечером на великом повечерии читается великий канон преподобного Андрея Критского, разделенный на 4 части. В связи с этим повечерие приобретает следующие особенности:

В начале 1-й части после «Приидите, поклонимся...»читается 69-й псалом «Боже, в помощь мою вонми...»(переносится из 3-й части) и сразу поется Великий канон: хор исполняет дважды ирмос 1-й песни, за­тем поет основной припев Великого канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»,а священник читает тропарь канона (по традиции канон читает духовенство в центре храма).

Перед остальными тропарями хор также поет основной припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»;перед Троичным всегда поется «Слава», а перед Богородичным — «И ныне». На 9-й песни перед тропарем в честь автора канона – припев «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». Кроме того, в среду и четверг добавляются тропари преподобной Марии Египетской, перед которыми полагается припев «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас».

Катавасии канон не имеет (9-я песнь – исключение), сразу же после Богородична 1-й песни начинается 2-я песнь и поется аналогично 1-й (и так далее). По 6-й песни священник (или канонарх) произносит «Господи, помилуй» 3 раза, «Слава, и ныне» и поется кондак Великого канона («Душе моя...»), по 9-й песни — катавасия «Безсеменнаго зачатия...»(ирмос 9-й песни).

2-я и 3-я песни Великого канона в его полном виде имеют две части. На 1-й седмице эта особенность проявляется следующим образом. Переход между двумя частями 2-й песни приходится на среду, так что здесь сначала поется 1-й ирмос 2-й песни, дочитываются оставшиеся тропари 1-й части (перед 1-м Богородичным припев «Пресвятая Богородице, спаси нас»), а затем поется второй ирмос этой же песни и читается начало 2-й части. Таким образом, благодаря данной особенности в среду вечером 2-я песнь имеет два ирмоса.

Переход между частями 3-й песни не так заметен: 1-я часть 3-й песни полностью поется в понедельник, тогда как 2-я часть – на протяжении трех остальных дней.

По окончании Великого канона чтец читает 4-й пса­лом «Внегда призвати ми...»и совершается остальное последование Великого повечерия по чину.

В 3-й части после «Приидите, поклонимся...»читается сразу 142-й псалом «Господи, услыши молитву мою...»(69-й псалом опускается, так как он был прочитан в 1-й части).

По славословии канона нет, сразу читается Трисвятое по «Отче наш…».