Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста.

В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако для случая, указанного в названии параграфа, сделано исключение, и вот почему. Служение полиелейному святому в 1-ю субботу Великого поста – случай настолько частый, что он имеет полное право считаться одним из двух основных вариантов служения в 1-ю субботу Великого поста. Дело вот в чем. В нашем Типиконе полиелейным знаком обозначены 3 праздника, которые могут случиться в 1-ю субботу Великого поста: 12 февраля, 24 февраля, 9 марта. Вспомним теперь правило, согласно которому богослужение полиелейному святому, если он случится в любой день со вторника по пятницу 1-й седмицы поста, переносится на 1-ю субботу поста[27]. Следовательно, для каждого праздника мы имеем 5 вариантов, когда его служба совершается в 1-ю субботу: один в случае календарного совпадения с этим субботним днем и 4 случая перенесения службы. Таким образом, для всех трех праздников мы имеем 15 возможных вариантов в совокупности. А если вспомнить, что у нас всего 35 вариантов празднования Пасхи, то получаем, что служение полиелейному святому в 1-ю субботу бывает в 15 случаях их 35 возможных дат празднования Пасхи. Т.е. получается 15/35 = 3/7 ≈ 43 % «ключей границ» в «Пасхалии зрячей»[28]. Но так как не все даты Пасхи в Великом Индиктионе встречаются с одинаковой частотой, то лучше взять приближенное число и сказать, что богослужение полиелейному святому в 1-ю субботу Великого поста совершается примерно в 40% случаев (действительно, за 200 лет в период с 1941 по 2140 годы такой вариант случится 80 раз, причем иногда даже три года подряд: 2013, 2014, 2015 годы). И учтем, что мы взяли в расчет только уставные полиелейные праздники, а ведь могут быть еще празднования святым местночтимым или новомученикам!

Богослужение в таком случае совершается по 9-й Марковой главе 24 февраля «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов». Октоих не поется вовсе и в итоге совмещаются две службы: великомученика Феодора Тирона (для краткости далее будем просто употреблять «мученика») и полиелейного святого. Если полиелейная служба является перенесенной, т.е. по календарю она выпала на седмичный день и была перенесена на субботу (что бывает чаще всего), то память рядового святого Минеи переносится с субботнего дня на тот день, в который по Месяцеслову приходится память полиелейного святого (т.е. святые как бы «меняются местами»).

 

Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу)

Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10:самогласен Триоди (дважды), полиелейного святого — 4, мученика — 4; «Слава»: мученика; «И ныне»: догматик настоящего гласа.

Паремий 5: Триоди 2 и полиелейного святого 3

Чин освящения коливасовершаетсяпо обычаю (см. предыдущий параграф):

Отпуст литургии полный праздничный (см. полный текст на утрене) с добавлением имени святителя Григория Двоеслова.

Великое повечерие

1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...»читается без пения и поклонов.

По 1-м Трисвятом: тропарь полиелейного святого, «Слава»: тропарь мученика, «И ныне»: «Вся паче смысла...».

2-я часть: без изменений.

3-я часть: каноны: заупокойный из Октоиха (из субботней утрени) и святого Минеи с воскресного дня.

По 3-м Трисвятом: кондак полиелейного святого.

Отпуст малый.

Полунощница

Субботняя полунощница без особенностей.

Утреня

Совершается по обычной схеме полиелейной утрени.

По «Бог Господь…»:тропарь полиелейного святого дважды, «Слава»: тропарь мученика, «И ныне»: «Вся паче смысла...».

16-я кафисма.

Седальныполиелейного святого: седален по 1-й кафисме, «Слава»: седален по 2-й кафисме, «И ныне»: Богородичен.

17-я кафисма.

Седальнымученика.

От полиелея до канона – песнопения только полиелейного святого.

Канон: полиелейного святого на 6 и два канона мученика из Триоди на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…», поется по каждой песни. Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…» (однако в приходской практике стихи песней заменяются припевами).

По 3-й песни: кондак и икос полиелейного святого, седален полиелейного святого, «Слава»: седален мученика, «И ныне»: Богородичен Триоди.

По 6-й песни: кондак и икос мученика.

По 9-й песни:светилен полиелейного святого, «Слава»: светилен мученика, «И ныне»: Богородичен Триоди.

Стихиры на «Хвалите…» на 6[29]:полиелейного святого – 3 и мученика – 3. Припев святого[30] и его самогласен (со «Слава» на «Хвалите…»). «Слава»: стихира мученика; «И ныне»: Богородичен Триоди на ряду.

По славословии: тропарь полиелейного святого, «Слава»: тропарь мученика, «И ныне»: «Вся паче смысла...».

Отпуст полный праздничный: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, … (поминаются святой храма и святой полиелейный), святаго великомученика Феодора Тирона, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах

Тропари на всех часах: полиелейного святого, «Слава»: мученика.

Кондаки попеременно: на 1-м и 6-м часе — полиелейного святого, на 3-м и 9-м часе — мученика.

Литургия

«Блаженны» на 8: 3-я песнь канона полиелейного святого на 4 и 6-я песнь канона мученика на 4.