Неделя 1-я Великого поста

В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия.

Служба, как и в другие воскресные дни Постной Триоди, совершается только по Октоиху и Триоди; служба рядового святого Минеи переносится на повечерие в воскресенье вечером. В целом схема соединения песнопений Октоиха и Триоди совпадает со схемой в предварительные недели Великого поста. Мы отметим далее лишь отличительные особенности богослужения недели 1-й Великого поста, то есть те изменяемые части службы, схема которых отличается от общего образца, приведенного нами при рассмотрении особенностей богослужения в Неделю о мытаре и фарисее.

Малая вечерня

Все песнопения только из Триоди, Октоих на малой вечерне не поется (весьма необычное явление для воскресного дня)! Можно сказать, что на малой вечерне служба совершается по чину Господского праздника (жаль, что в наших храмах малая вечерня не совершается, потому эту особенность мы можем рассматривать только теоретически)

Стихиры на «Господи, воззвах...»Триоди на 4. «Слава, и ныне»: стихира Триоди.

Стихиры на стиховне:3стихиры Триоди с их припевами. «Слава, и ныне»: стихира Триоди.

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь «Пречистому Образу…» 1 раз.

Великая вечерня

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и «Пречистому Образу…» (единожды).

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава»: «Пречистому Образу…», «И ныне»: «Вся паче смысла…» (воскресный Богородичен по гласу «Славы»).

Весьма непривычное явление: тропарь, Господский по содержанию и по существу, поется не на «И ныне» (как это бывает в подавляющем большинстве случаев), но на «Слава» и сопровождается Богородичным! Подобная ситуация имеет место и в Неделю Крестопоклонную, но какое-либо объяснение этой особенности Недель 1-й и 3-й поста подобрать трудно, приходится воспринимать как исключение.

Канон: воскресный на 4, Крестовоскресный — 2, Богородице — 2, Триоди на 6 (схема канона в целом привычная). На практике припев к канону Триоди – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Катавасия «Моря черную пучину…» (особая).

Стихиры на «Хвалите...»:как в Неделю Мясопустную.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» (допустим также дневной воскресный отпуст).

Впрочем, о содержании отпуста в этот день можно говорить лишь предположительно. Служба Минеи не поется, следовательно, святой Минеи на отпусте не поминается. По малом входе тропарь и кондак храма не поются, потому есть основание пропустить имя святого храма на отпусте. Впрочем, если кто произнесет дневной воскресный отпуст с поминанием «святых славных и всехвальных апостол», святого храма и святых Богоотец, тот также не погрешит против Устава, ибо относительно произнесения отпустов в особые дни Триоди богослужебные книги содержат крайне мало указаний.

На часах

Тропарь воскресный; «Слава»: «Пречистому Образу…».

Кондак Триоди.

Литургия святителя Василия Великого

Начиная с этого дня, 5 раз подряд по воскресным дня совершается литургия святителя Василия Великого.

По входе: тропарь воскресный, «Пречистому Образу…»;«Слава и ныне»: кондак Триоди.

Причастнывоскресный («Хвалите Господа с небес…») и праздника («Радуйтеся, праведнии…»[32]).

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» или дневной воскресный (по выбору).

После отпуста литургии совершается особый молебен в Неделю Православия, а за архиерейским богослужением – чин Торжества Православия. Архиерейский чин от обычного молебна, совершаемого в большинстве храмов, отличается только наличием анафем: так как право отлучения от Церкви имеет лишь архиерей, то и анафемы возглашаются только за архиерейским богослужением. Последование молебна в Неделю Православия имеется во многих пособиях («Богослужебный сборник», «Богослужебные указания»), Чин Торжества Православия печатается в Архиерейском Чиновнике и в отдельных брошюрах.