В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — ВСЕЛЕНСКИЕ, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ].
Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении даже нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3-ю или 4-ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику[33].
В 49-й главе Типиконе в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, т.е. в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы заупокойных служб.
В целом заупокойная служба в эти субботние дни совершается по 13 главе Типикона, разве что вечерня, повечерие и отправление канона на утрене имеют индивидуальные особенности.
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу)
Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10:самогласен Триоди (дважды), мученичны Октоиха — 4, стихиры святого Минеи — 4; «Слава»: стихира заупокойная со стиховни Октоиха (если святой имеет стихиру «Славы», то поется стихира святого); «И ныне»: догматик настоящего гласа.
Великое повечерие
Великое повечерие — первое богослужение суточного круга субботы, на котором поклоны не совершаются.
1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...»читается без пения и поклонов.
По 1-м Трисвятом: тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава»: «Помяни, Господи, яко благ...». «И ныне»: «Мати Святая...».
3-я часть: каноны: заупокойный из Октоиха (из субботней утрени) и святого Минеи, память которого приходится на грядущее воскресенье.
По 3-м Трисвятом: «Со святыми упокой...». «Господи, помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время...»и далее по чину.
После «Боже, ущедри ны...» поклонов нет, а сразу читается молитва «Нескверная, Неблазная...».
Отпуст малый.
Полунощница
Субботняя полунощница без особенностей.
Утреня
Утреня совершается по обычному вседневному чину без великопостных особенностей в последовании.
Вместо Бог Господь…» поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (по тому же чину, как в субботу Мясопустную, см. §5 главы 1).
По «Аллилуиа»:«Апостоли, мученицы и пророцы...» (2 раза); «Слава»: «Помяни, Господи, яко благ...», «И ныне»: «Мати Святая...».
16-я кафисма.
Седальныиз Октоиха следующим образом: 2-й седален 1-й группы (по 1-м стихословии) без стиха + все седальны 2-й группы (по 2-м стихословии) со своими стихами и Богородичным.
17-я кафисма, разделенная на 2 статии. На практике чтение 17-й кафисмы осуществляется следующим образом: хор медленно поет первые два стиха с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», затем священники читают стихи кафисмы, а хор «фоном» поет припев. В конце статии хор поет последние два стиха (быстрым распевом).
По 1-й статии – заупокойная ектения (все заупокойные ектении диакон произносит с кадилом в руках) и молитва «Боже духов…» с возгласом «Яко Ты еси воскресение…»[34].
2-я статия совершается так же, как и 1-я, но с другим припевом: «Спасе, спаси нас». Сразу после кафисмы хор поет заупокойные тропари по непорочных «Святых лик обрете…», при пении которых совершается полное каждение храма.
Ектения заупокойная с молитвой «Боже духов…» и возгласом «Яко Ты еси воскресение…».
Седален «Покой, Спасе наш…»; «Слава, и ныне»: «От Девы Возсиявый…» (на практике эти седальны всегда поются).