Неделя 2-я Великого поста

Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия святителю Григорию. Покаянные песнопения суть следующие: 1-й канон Триоди на утрене, кондак, читаемый по 3-й песни и самогласен на «Слава» на «Хвалите…». В этих песнопениях отражена тема причти о блудном сыне, можно сказать, что это – 2-я Неделя о блудном сыне. Данное обстоятельство, как уже было отмечено, является отпечатком древней иерусалимской традиции. Согласно практике Иерусалимской Церкви, именно в эту неделю читалось на литургии евангельское зачало, содержащее причту о блудном сыне. И хотя впоследствии восторжествовала константинопольская традиция и с данным воскресным днем была соединена память святителя Григория Паламы, покаянные песнопения Триоди не были отменены. В результате наложения двух практик – иерусалимской и константинопольской – мы имеем два воскресных дня Постной Триоди (правда, с интервалом почти в месяц), богослужения которых посвящены осмыслению этой притчи.

Все остальные молитвословия 2-й Недели поста адресованы святителю Григорию Паламе, жившему в XIV веке. Святитель Григорий в споре с Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, т.е. видения самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Понятно (хотя бы по тому, когда жил этот святой), что это — последняя по времени возникновения память Постной Триоди и установлена она была только в 1376 году патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания (в том числе и настоящего поста), да и христианской жизни в целом – единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий.

Схема изменяемых песнопений в общем соответствует схеме богослужения в воскресные дни Постной Триоди, наиболее важные отличия мы отметим далее.

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава»: «Православия светильниче…» (тропарь святителя), «И ныне»: «Иже нас ради …» (воскресный Богородичен по гласу «Славы»).

Канон: воскресный на 4, покаянный Триоди – 4 и святителя из Триоди на 6. На практике к покаянному канону Триоди используется припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», к канону святителя – «Святителю отче Григорие, моли Бога о нас».

Катавасия «Отверзу уста моя…» (особой катавасии неделя не имеет).

По 3-й песни: покаянный кондак Триоди, седальны Триоди.

По 6-й песни: кондак и икос святителя.

Запомним, что в Неделю 2-ю Великого поста на богослужении употребляется два кондака из Триоди. Это – единственный воскресный день, имеющий два кондака в Триоди Постной.

Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Октоиха — 5, стихиры Триоди на 4 (7-я и 8-я стихиры поются с припевами святителю, последняя – самогласен – с обычным припевом «Воскресни, Господи Боже мой…»); «Слава»: самогласен еще раз; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

Отпуст дневной воскресный с поминанием святого храма и святителя Григория Паламы.

На часах

Устав не говорит о чтении тропарей и кондаков на часах, наиболее вероятной является следующая схема:

Тропари воскресный и святителя на всех часах.

Кондак:на 1-м и 6-м часе – покаянный Триоди, на 3-м и 9-м часах святителя.

 

Литургия святителя Василия Великого

«Блаженны»на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святителя на 4.

По входе:

в храме Господском: тропари воскресный и святителя;«Слава»: кондак святителя, «И ныне»: покаянный кондак Триоди;

в храме Богородичном:тропари воскресный,храма и святителя. Покаянный кондак Триоди,«Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого:тропари воскресный,храма и святителя. Кондак храма,«Слава»: кондак святителя, «И ныне»: покаянный кондак Триоди.

Прокимены:особый воскресный (независимо от гласа недели) «Ты Господи, сохраниши ны…»и святителя «Уста моя возглаголют…».

Аллилуиарийвоскресный (настоящего гласа).

Редкий случай, когда прокимены и аллилуиарии поются по-разному!

Апостол,иЕвангелие— рядовое и святого.

Причастенвоскресный («Хвалите Господа с небес…») и святителя («В память вечную…»).

Отпуст дневной воскресный с поминанием святителя Иоанна Златоуста и святого храма.