Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную

В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема канона отличается). Сходство между уставным чином Недель 1-й и 3-й Великого поста так велико, что они даже имеют общие уставные главы в случаях совпадения с праздниками Минеи[36]. Второй вид – молитвословия и действия, связанные с поклонением Кресту. Особенности этой категории встречаются только в трех местах богослужения: перенос Креста с жертвенника на престол по окончании малой вечерни, вынос Креста и поклонение ему после великого славословия и пение «Кресту Твоему …» на литургии вместо Трисвятого. Четвертой особенностью такого рода можно считать совершение в алтаре полиелея, однако эта особенность — из области практики, а не Устава.

Мы отметим далее отличительные особенности богослужения Недели 3-й Великого поста, причем укажем все изменяемые части службы, схема которых отличается от общего образца, приведенного нами при рассмотрении особенностей богослужения в Неделю о мытаре и фарисее. При этом те особенности, которые были отмечены для Недели 1-й Великого поста, будут повторены для ясности и лучшего их усвоения. В то же время действия с Крестом, которые совершаются по тому же чину, что и на Воздвижение, будут охарактеризованы кратко, так как за подробностями можно обратиться к той главе настоящей книги, которая посвящена празднику Воздвижения Креста.

Малая вечерня

Все песнопения только из Триоди (как и в Неделю 1-ю Великого поста)

В конце малой вечерни (на практике – перед началом всенощного бдения на 9-м часе) священник переносит Крест с жертвенника на престол по тому же чину, как в праздник Воздвижения Креста.

Великая вечерня

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и «Спаси, Господи, люди Твоя…» (единожды).

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава»: «Спаси, Господи, люди Твоя …», «И ныне»: «Гавриилу вещавшу…» (воскресный Богородичен по гласу «Славы»).

Полиелей ради Креста, находящегося на престоле, на практике совершается в алтаре. Помазание бывает в конце утрени после поклонения Кресту.

Канон: воскресный на 4, Богородице — 2 и Триоди на 8. На практике припев к канону Триоди – «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».

О пении пасхальных ирмосов на утрене Недели Крестопоклонной. Канон Кресту из Триоди имеет ирмосы

Катавасия «Божественнейший прообрази Крест…» (особая).

По 6-й песни – особый кондак Кресту «Не ктому пламенное оружие…» с икосом.

Отметим, что привычный кондак «Вознесыйся на Крест волею …» в эту неделю и последующую седмицу не употребляется; везде, где Типикон говорит про кондак Кресту, он имеет в виду «Не ктому пламенное оружие…».

Стихиры на «Хвалите...»:Октоиха – 4, Триоди – 5 (3-я и 4-я стихира Триоди поются с особыми припевами Кресту, 5-я стихира – самогласен[37] – с обычным припевом «Воскресни, Господи Боже мой…»). «Слава»: самогласен еще раз, «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

Во время пения стихир настоятель облачается во все одежды; при пении славословия совершается каждение Креста и в конце на Трисвятом бывает вынос Креста и поклонение Кресту по тому же чину, что и 14 сентября. Чин Воздвижения здесь не совершается (в том числе и в кафедральных соборах).

Стихиры на поклонение Кресту. Именно в этой части имеется небольшое отличие Недели Крестопоклонной от праздника Воздвижения. Сразу бросается в глаза сравнительно малое количество стихир на поклонение Кресту: на праздник Воздвижения их 8, здесь же – всего 4. Далее, при более внимательном рассмотрении обнаруживаем, что здесь поются те же стихиры, что и на Воздвижение (т.е. среди них нет специальных песнопений, составленных для Недели 3-й поста), но в сокращенном виде и с добавлением в конце седальна. При этом стихира «Приидите вернии…» в обоих службах является начальной, далее в Неделю 3-ю поется «Днесь Владыка Твари…» (7-я стихира Воздвижения), на «Слава» — «Днесь Неприкосновенный Существом…» (заключительная стихира Воздвижения), на «И ныне» — «Днесь пророческое исполнися слово…» (седален праздника Воздвижения по 2-м стихословии).

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и добавлением поминовения Креста: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста». Впрочем, как и в Неделю 1-ю Великого поста, допустимо добавление фразы «святых славных и всехвальных апостол», имен святого храма и святых Богоотец.

На часах

Тропарь воскресный; «Слава»: «Спаси, Господи, люди Твоя …».

Кондак Триоди.

Литургия святителя Василия Великого

По входе: тропарь воскресный, «Спаси, Господи, люди Твоя…»;«Слава и ныне»: кондак Триоди.

Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся…»

ПричастенКресту («Знаменася на нас…»); воскресный причастен не поется[38].

Отпуст как на утрене с добавлением имени святителя Василия Великого.