Великая вечерня

Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее схема соответствует схеме великой вечерни, а после прокимена – схеме вседневной вечерни. По сути, эта вечерня является переходным богослужением, своего рода «мостиком» между праздничным воскресным днем и великопостным богослужением понедельника. Именно в середине этой вечерни совершается переоблачение духовенства с праздничных одежд в ризы черного цвета и в приходской практике совершается переход на особый великопостный распев.

На этой службе последний раз поются стихиры Октоиха; в следующий раз пение стихир Октоиха имеет место только в пятницу вечером (кроме пятниц 5-й и 6-й седмиц, где Октоих в субботних службах не употребляется).

Теперь рассмотрим подробнее последование этой службы.

 

«Благословен Бог наш…».

«Приидите, поклонимся…», 103 псалом (священник на амвоне читает светильничные молитвы, как и всегда на вечерне).

Мирная ектения.

Кафисмы нет.

«Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Октоиха – 4 (2 начальные стихиры из стиховни вечерни + 2 начальные стихиры из стиховни утрени[3]); Триоди – 3, Минеи – 3; «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. Если святой имеет стихиру «Славы», то поем «Слава»: стихира святого, «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу «Славы».

Отметим необычайно большое количество стихир (10) для вечерни, совершаемой в седмичный день по чину, близкому ко вседневной (если бы не было великого прокимена, то и вся вечерня была бы вседневной).

Вход с кадилом.

«Свете тихий…».

Прокимен великий. Поются два прокимена поочередно: «Не отврати Лица Твоего…» (Неделя сыропустная, 2-я и 4-я Недели Великого поста) и «Дал еси достояние…» (Недели 1-я, 3-я и 5-я Великого поста).

«Сподоби, Господи…» читается. Во время чтения этой молитвы происходит переоблачение духовенства в черные ризы.

Если в богослужении участвует один диакон (или служит один священик без диакона), то следует читать медленно, так как он должен за время чтения успеть сменить облачение и выйти на амвон для произнесения просительной ектении. Если же есть два диакона, то второй диакон на практике переоблачается сразу после входа (или еще раньше), так что к моменту чтения «Сподоби, Господи…» он уже готов выйти на амвон; в этом случае необходимость в медленном чтении молитвы отпадает.

Просительная ектения и молитва главопреклонения.

Именно с момента начала этой ектении на практике употребляется великопостный распев, который далее господствует на всех богослужениях вплоть до вечера пятницы.

Стихиры на стиховне из Триоди: самогласен дважды и мученичен с обычными вседневными припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Триоди. Если святой имеет стихиру «Славы» (что бывает крайне редко, напр. 13 февраля), то поем «Слава»: стихира святого, «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу «Славы».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое по «Отче наш…».

Тропари великопостные с поклонами: «Богородице Дево, радуйся…», «Слава»: «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…».

«Под Твое благоутробие…» без поклона.

Далее молитвословия Часослова на ряду:

Чтец: «Господи, помилуй» 40 раз.

«Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Чтец: «Аминь». «Небесный Царю…».

Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с 3-мя поклонами.

Чтец: «Аминь».

И сразу переход на отпуст (такое сокращенное окончание – особенность вечерни в воскресный день, тогда как в седмичные дни вечерня имеет более пространное завершение).

Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор:«Слава, и ныне». «Господи, помилуй(трижды). Благослови».

Священник: «Христос истинный Бог наш...»(отпуст по Уставу).

Хор: «Великаго Господина...».