Богослужебные особенности Субботы Акафиста

Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу)

Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить уже эту литургию в голубом облачении. Таким образом, духовенство переходит на служение в голубом облачении в начале литургии Преждеосвященных Даров в пятницу и совершает так все службы суток вплоть до литургии в субботу.

Кафисма 18.

На «Господи, воззвах...» стихиры из Триоди на 10: самогласен дважды, мученичен и праздника на 7; «Слава, и ныне»: праздника.

Далее литургия по чину.

 

Повечерие по Уставу полагается малое (вместо великого повечерия, та же ситуация, что и в четверг этой же седмицы). Как повечерие, так и полунощницу Типикон предписывает совершать «в келлиях»; потому на приходах эти богослужения не совершаются вообще.

Утреня

Утреня – центральное богослужение данного дня. По Уставу (и на практике) она служится отдельно (без соединения с предшествующей вечерней или повечерием/полунощницей). Именно на утрене поется Акафист, который разделяется на 4 примерно равные части (разве что заключительная часть несколько больше предыдущих). В целом выдерживается последование утрени с великим славословием, в различных местах которой вставляются соответствующие части Акафиста.

По «Бог Господь...»:тропарь праздника «Повеленное тайно…» (дважды); «Слава, и ныне»: тот же тропарь.

Важное замечание: на практике почти повсеместно (кроме монастырей и незначительного количества приходских храмов) 17 кафисма опускается. В этом случае поступают так: первую часть Акафиста (см. далее) поют именно здесь, сразу после тропарей по «Бог Господь…» (для этого сразу при пении «Повеленное тайно…» открываются царские врата и совершается полное каждение храма), а вторую – после 16 кафисмы.

16 кафисма.

Малая ектения и сразу без седальнов

I часть Акафиста: «Взбранной Воеводе…», икос 1 – кондак 4, «Взбранной Воеводе…».

Отметим, что в начале и в конце каждой части Акафиста поется кондак «Взбранной Воеводе…». При этом пение кондака в начале каждой части всегда протяжное, так как совершается каждение: на I и IV части — полное каждение храма, начиная с центрального аналоя (настоятель в предшествии диакона со свечой), тогда как перед II и III частью – малое каждение (обычно кадит диакон, но при соборном служении малое каждение могут совершать младшие пресвитеры)[43]. В конце же каждой части, где нет ни каждения, ни каких-либо других действий, «Взбранной Воеводе…» можно петь «поскору» (например, обычным темпом на 8 глас).

Типикон предписывает читать Акафист священнику в алтаре перед престолом[44]. Однако по установившейся практике священнослужители читают Акафист, находясь в центре храма. Потому перед пением начального «Взбранной Воеводе…» каждый раз диакон отверзает царские врата, духовенство выходит на центр храма и начинает каждение, а в конце каждой части священнослужители уходят в алтарь и закрывают царские врата. Что касается образа пения Акафиста, то предпочтительной является следующая практика: священник в каждом икосе читает только вступление, тогда как хор поет все херетизмы «Радуйся…» (в каждом икосе 12 херетизмов + конечное «Радуйся, Невесто Неневестная»). Только в особо малых и бедных храмах, где хор такое пение не сможет «осилить» даже при всем желании, или в каких-то экстремальных ситуациях допустимо чтение Акафиста с припеванием только «Радуйся, Невесто Неневестная» в самом конце.

17 кафисма.

Малая ектения

II часть Акафиста: «Взбранной Воеводе…», икос 4 – кондак 7, «Взбранной Воеводе…».

50 псалом.

Канон: 1 – 5 песни:

в храме Господском или святого: храма на 6 и Богородице из Триоди на 6. Ирмосы – канона храма, катавасия – «Отверзу уста моя…».

В «Богослужебных указаниях» повторяют ошибочное и ничем не обоснованное мнение В. Розанова, согласно которому в храме святого порядок пения канонов должен быть противоположным: сначала Богородице, потом храма. Это суждение В. Розанов ничем не доказывает, а только сопровождает странным выражением «само собой разумеется» [Розанов, С. 557]. Нам же кажется, что указание Типикона («каноны храма святаго со ирмосом на 6 и Пресвятыя Богородицы, на 6») здесь более чем ясно: сначала канон святого, затем — Богородицы; точно такое же понимание находим и в «Настольной книге священнослужителя» [Настольная книга, т. IV, С. 545].Потому практику, которую предлагает В. Розанов, находящий в понятных указаниях Типикона нечто противоположное, но якобы «само собой разумеющееся», можно смело игнорировать.

в храме Богородицы: один канон Богородице из Триоди на 12. Ирмосы и катавасия – «Отверзу уста моя…» (т.е. одни и те же).

6 – 9 песни (во всех храмах): канон Богородице из Триоди на 6 и четверопеснец (также из Триоди) на 10[45]. Ирмосы – Богородице[46], катавасия – ирмос 2-го четверопеснца.

Понятно, что по Уставу припевами должны быть стихи библейских песней в праздничном варианте «Поем Господеви…», но на практике используются молебные припевы. В тех храмах, где библейские песни в этот день не стихословятся, можно при чтении четверопеснца придерживаться следующих рекомендаций (все приводимые далее неуставные припевы подобраны в соответствии с содержанием последующих тропарей): «к первым двум тропарям 1-го четверопеснца припев — "Святии мученицы, молите Бога о нас". К 3-му припев — "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". К 4-му — "Пресвятая Богородице, спаси нас". К первым двум тропарям 2-го четверопеснца — "Святии мученицы, молите Бога о нас", затем "Слава, и ныне". К последним двум тропарям особые припевы — псаломские стихи, напечатанные на ряду» [Настольная книга, т. IV, С. 546].

По 3-й песни: III часть Акафиста: «Взбранной Воеводе…», икос 7 – кондак 10, «Взбранной Воеводе…».

Седален Триоди; «Слава, и ныне» — тот же седален[47].

По 6-й песни: IV часть Акафиста: «Взбранной Воеводе…», икос 10 – икос 12, кондак 13 трижды, икос 1, «Взбранной Воеводе…».

По 9-й песни:светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» - тот же светилен.

На «Хвалите...» стихиры праздника на 4; «Слава, и ныне»: праздника.

По славословии: тропарь «Повеленное тайно…» 1 раз.

Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого).

На часах

Тропарь «Повеленное тайно…» и кондак «Взбранной Воеводе…» (на каждом часе).

Литургия

«Блаженны»на 8: 3-я и 6-я песни канона Богородице.

По входе:«Повеленное тайно…»;«Слава, и ныне»: «Взбранной Воеводе…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —Богородице (песнопения дневные опускаются).

Апостол и Евангелие— 2 чтения: рядовое и Богородице.

Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Иоанна Златоуста (как автора литургии) и святого храма (в храме святого).