Особенности всех служб суточного круга

В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с литургией Преждеосвященных Даров, вечером накануне субботы – великое повечерие и славословная утреня с присоединяемым 1-м часом (полунощница опускается на приходах), и в сам день праздника – 3-й, 6-й часы и литургия святителя Иоанна Златоуста.

Этот день, хотя по статусу может считаться праздником с великим славословием, входит, как выразился святитель Афанасий (Сахаров), в число «девяти нарочитых дней», которые приравниваются «по своим священным воспоминаниям… и по исключительному строю служб своих к великим вселенским праздникам» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ]. Особенно рельефно высокий статус данного праздника подчеркивают праздничная полунощница и в еще большей степени утреня.

В этот день (как и в последующие дни вплоть до Антипасхи, итого 16 дней подряд) богослужение совершается только по Триоди. Октоих в субботу 6-й седмицы не употребляется вообще, а Минея – только в исключительных случаях: при совпадении с праздниками Благовещения Пресвятой Богородицы или храмовым праздником. Схема исполнения изменяемых песнопений на утрене часах и литургии напоминает службы великих Господских праздников.

 

Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу)

На «Господи, воззвах...»стихиры Триоди на 10:самогласен (дважды), мученичен и стихиры праздника — 7; «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: стихира праздника (обратим внимание на отмену догматика уходящего гласа).

Заметно, что 2 стихиры на этой службе – первая и последняя – начинаются словами «Душеполезную совершивше Четыредесятницу», чем подчеркивается, что Четыредесятница уже закончилась в пятницу 6-й седмицы и мы вступили в новый период.

Отпуст краткий праздничный с поминанием «иже во святых отца нашего Лазаря Четверодневнаго, епископа Китийскаго».

К сожалению, Типикон вообще мало говорит об отпустах, потому для многих особых дней периода Триоди невозможно предложить такой образ совершения отпуста, который удовлетворял бы всех литургистов и считался бы безупречным. Потому и мнение о том, что в Лазареву субботу следует произносить краткий праздничный отпуст, может найти своих оппонентов. Основания для выбора краткого праздничного отпуста следующие. Служба совершается только праздника, нет молитвословий ни из Октоиха (следовательно, исключается поминовения святых дня седмицы), ни из Минеи (значит, святого Минеи не поминаем, тем более что канон его был вычитан на повечерии 2-й седмицы Великого поста). Также тропарь храмового святого не поется ни на повечерии, ни на литургии. Таким образом, исключение поминовения всех вышеупомянутых святых приводит к выводу о необходимости употребления краткого праздничного отпуста.

Великое повечерие

Начиная с великого повечерия поклоны на богослужении отменяются.

1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...»читается без пения и поклонов.

По 1-м Трисвятом: тропарь праздника «Общее воскресение…».

3-я часть: канон полный в Триоди с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 9-й песни вместо «Достойно есть…» повторяется ирмос 9-й песни в качестве катавасии.

По 3-м Трисвятом: кондак праздника «Всех радость Христос…». «Господи, помилуй» (40 раз) и далее по чину.

После «Боже, ущедри ны...» сразу читается «Нескверная, Неблазная...».

Отпуст малый.

Полунощница

Совершается праздничная полунощница с привычными особенностями такой службы:

по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника;

по 2-м Трисвятом поется кондак праздника;

— заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Утреня

Утреня — самое замечательное богослужение этого праздника. На утрене присутствуют 4 воскресных песнопения, благодаря чему, с известной долей условности, можно сказать, что эта утреня – единственная воскресная утреня, совершаемая в седмичный день. Сначала, чтобы акцентировать внимание на присутствующих здесь воскресных песнопениях, перечислим только их, а затем рассмотрим все особенности этой утрени (в том числе еще раз укажем обозначенные воскресные песнопения).

Итак, на утрене Лазаревой субботы употребляются следующие воскресные молитвословия:

1) По 17-й кафисме поются воскресные тропари по непорочных «Ангельский собор…»;

2) После пения «Ангельский собор…» и седальна по 17-й кафисме поется «Воскресение Христово видевше…»;

3) По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш»;

4) На «И ныне» в конце хвалитных стихир поем Богородичен «Преблагословенна еси Богородице Дево…».

Теперь рассмотрим все особенности утрени данного дня по порядку.

По «Бог Господь…»:тропарь праздника (2 раза); «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

16-я кафисма.

Седален Триоди дважды.

17-я кафисма.

Воскресные тропари «Ангельский собор…».

Седален Триоди дважды.

«Воскресение Христово видевше…».

50 псалом.

Канон: два канона в Триоди, причем в песнях с 1-й по 5-ю употребляются одни каноны, с 6-й по 9-ю – два четверопеснца. Однако этот переход между канонами практически незаметен, так как все каноны находятся в Триоди и все они поются на 8-й глас. Чин пения канонов – общий для всех праздников: ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия Триоди поется по каждой песни (берется из последнего канона).

Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…» (впрочем, это очевидно, раз утреня со славословием). В приходской практике вместо стихов песней используется припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (начиная с этого дня, данный припев используется во всех канонах вплоть до пасхальной полунощницы включительно).

По 3-й песни: седальны Триоди.

По 6-й песни: Кондак и икос праздника.

На 9-й песни «Честнейшую не поем…». Начиная с этого дня, данная особенность характерна для всех богослужений вплоть до Антипасхи включительно (итого 16 дней подряд).

Отмена пения «Честнейшую…» влечет за собой следующие практические изменения в настоящей части канона. Во-первых, диакон при совершении каждения, подойдя к иконе Богородицы, просто кадит ее и идет далее не задерживаясь. Во-вторых, в тех храмах, где читают малое количество тропарей канона, в эти дни на 9-й песни желательно количество тропарей увеличить (например, прочитать тропари на 8), чтобы диакон успел покадить весь храм и после катавасии 9-й песни вышел на амвон для произнесения малой ектении.

По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш» и светильны Триоди.

На «Хвалите...» стихиры Триоди на 8, причем последние два припева — воскресные[48]; «Слава»: стихира праздника, «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословиитропарь праздника 1 раз.

Отпуст краткий праздничный с поминанием «иже во святых отца нашего Лазаря Четверодневнаго, епископа Китийскаго»

На часах

Тропарь и кондак праздника.

Литургия

«Блаженны» Триоди на 8 (3-я и 6-я песни канона).

По входе:«Общее воскресение…»,«Слава, и ныне»: «Всех радость Христос…».

Вместо Трисвятого– «Елицы во Христа крестистеся…».

Прокимен, Апостола, Аллилуиа, Евангелие и причастен—праздника.

Поется«Достойно есть…»(последний раз, в следующий раз – только в Троицкую субботу).

Отпуст краткий праздничный с поминанием «иже во святых отца нашего Лазаря Четверодневнаго, епископа Китийскаго»