Богослужебные особенности праздника

Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме богослужения на двунадесятый праздник, но встречаются или у части праздников (особая краткая стихира по 50-м псалме, один канон), или являются индивидуальными особенностями Входа Господня в Иерусалим.

Как правило, все богослужения Недели Ваий — всенощное бдение, литургия и начало великой вечерни накануне понедельника — совершаются в облачениях зеленого цвета.

Праздник имеет два тропаря: «Общее воскресение…» и «Спогребшеся Тебе крещением…». Это – единственный среди двунадесятых праздников с такой особенностью (другие праздники имеют по одному тропарю). В связи с этим уникальным явлением необходимо рассмотреть, как поются (читаются) тропари в разных частях богослужения:

На малой вечерне:«Общее воскресение…», «Слава, и ныне»:«Спогребшеся Тебе крещением…».

На великой вечерне: «Общее воскресение…»2 раза и«Спогребшеся Тебе крещением…»1 раз.

По «Бог Господь…»: «Общее воскресение…»2 раза, «Слава, и ныне»:«Спогребшеся Тебе крещением…».

По славословии:«Общее воскресение…»1 раз (единственное место, где 2-й тропарь не поется).

На всех часах: «Общее воскресение…»;«Слава»:«Спогребшеся Тебе крещением…».

По входе на литургии: «Общее воскресение…»; «Слава»: «Спогребшеся Тебе крещением…», «И ныне»: кондак праздника «На престоле на небеси…».

Пение по малом входе второго тропаря на «Слава» — уникальный случай, ибо обычно, если мы имеем несколько тропарей и один кондак, сначала следует спеть все тропари подряд, а только затем – сразу «Слава, и ныне» и кондак (см. 13 сентября, Неделя святых праотец, Недели 1-я и 3-я Великого поста, Неделя всех святых).

— Многократно повторяется стихира «Днесь благодать Святаго Духа нас собра …» (ее употребление можно сравнить с пением «Царю Небесный…» на богослужении Пятидесятницы). Впервые она поется как начальная стихира на «Господи, воззвах…», а последний раз – по 50-м псалме; всего на всенощном бдении с учетом всех повторов она поется 7 раз.

Чин целования Евангелия, который по Уставу назначается на каждом воскресном бдении, сохраняется и в этот день, хотя воскресная служба отменяется. Можно сказать, что это – одна из немногих воскресных особенностей данного богослужения (вместе с пением 1-й кафисмы на вечерне). Хотя воскресная служба не совершается, Типикон ясно свидетельствует об осуществлении этого чина в Неделю ваий: «егда же целуют братия святое Евангелие, приходяще покланяются игумену, и от руку его вземлют ваиа со свещами». Думается, причина сохранения этой воскресной особенности на богослужении Господского праздника коренится в том, что сам по себе чин целования Евангелия имеет не идейную, а только лишь временную связь с воскресным богослужением. Главная забота Устава – дать верующим возможность еженедельно целовать великую святыню – напрестольное Евангелие; так как воскресный день – самый торжественный среди дней седмицы, то и целование Евангелия назначается именно в неделю. Поэтому даже тогда, когда воскресная служба отменяется, обряд целования Евангелия остается.

На практике целование Евангелия бывает вместе с целованием иконы праздника во время помазания елеем. В связи с этим, после того как будет прочитано Евангелие, диакон полагает его на аналой слева от праздничной иконы.

Чин освящения ваий. Во время чтения 50-го псалма пономари сосуд, в котором находятся вайи (вербы в нашей традиции), ставят на амвон. Священник кадит троекратно вайи, затем читает молитву «Господи Боже наш, Седяй на Херувимех…» (имеется в Триоди на ряду), после чего на практике окропляет вайи святой водой (Устав об окроплении ваий святой водой не говорит). Во время помазания обычно вайи раздают народу.

По 50-м псалме на «Слава» и на «И ныне» поется особая краткая стихира «Днесь Христос входит во град Вифанию…».

Канон у праздника один, 4-го гласа. Составитель – преподобный Косма Маюмский. Совершается по обычному чину: ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия по каждой песни – тот же самый ирмос. На практике вместо библейских песней – припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

По 3-й песни читаются ипакои (а не седален).

9-я песнь совершается без мегалинариев, тропари читаются с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (т.е. 9-я песнь совершается так же, как остальные песни).

Вход Господень в Иерусалим – единственный двунадесятый праздник, не имеющий в современной богослужебной практике мегалинариев. С точки зрения Типикона, еще одним таким праздником является Пятидесятница, также не имеющая уставного мегалинария. Однако на Пятидесятницу употребляется припев, сконструированный богослужебной практикой: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще…», в то время как Неделя ваий так и остается без мегалинария.

По 9-й песни поется светилен «Свят Господь Бог наш». Хотя мы привыкли это песнопение считать воскресным, на данном богослужении «Свят Господь Бог наш» по факту является праздничным светильном, а не воскресным песнопением (так как другого светильна праздник не имеет). Сразу после пения «Свят Господь Бог наш» следует «Всякое дыхание…» (этот нюанс особенно необходимо знать певцам).

Отсутствие великого прокимена. Вход Господень в Иерусалим – единственный двунадесятый Господский праздник, не имеющий на последующей вечерне великого прокимена (впрочем, в буквальном смысле это замечание относится уже к богослужению не самого праздника, а следующего дня).

На трапезе в Неделю ваий разрешается рыба. Это – второй случай в Великом посту, когда допускается самая мягкая степень поста (другой случай – Благовещение до Страстной седмицы).

 

Праздничные молитвословия, которые желательно знать наизусть.

1-й тропарь праздника: Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Величание: Величаем Тя, Живод!авче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праздника: На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.

Припев 2-го антифона: Спаси ны, Сыне Божий, Возс!едый на жребя, поющия Ти: аллилуиа.

Обращаем особое внимание на ударение в причастии «Возс!едый», тогда как на практике часто приходится слышать это слово с ударением на последний слог, что может свидетельствовать или о безграмотности поющих, или, по меньшей мере, о непростительной невнимательности.

Входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из д!ому Господня; Бог Господь, и явися нам.

Вводная фраза на отпусте: Иже на жребяти!осли сести изволивый нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш ….