Общая характеристика богослужений Страстной седмицы

Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые величественные в Православной Церкви, превосходящие по степени воздействия на душу все другие богослужения годичного круга. Хотя богослужение каждого в отдельности дня уникально (особенно это утверждение относится к последним трем дням седмицы), есть некоторые общие черты, присущие всем дням Великой седмицы. И среди этих сходных моментов можно выделить два принципиальных (концептуальных), которые охватывают весь строй богослужений и придают Страстной седмице неповторимый облик. Во-первых, в эти дни на богослужении безраздельно господствует только одна книга – Постная Триодь; службы других книг или отменяются вовсе (Октоих), или переносятся (Минея). Даже служба храмового праздника – самого торжественного после двунадесятых – переносится или на неделю Ваий (если праздник случится с понедельника по четверг Страстной седмицы), или на Светлый Понедельник (если праздник придется на Великую Пятницу, Субботу или Пасху). Исключение делается только для праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который один имеет полномочия вмешиваться в строго очерченную последовательность дневных воспоминаний и песнопений Страстной седмицы.

Во-вторых, меняется положение вечерни в суточном круге богослужений. Если обычно вечерня является первым богослужением, на котором поются молитвословия наступающего церковного дня (праздника), то здесь мы имеем противоположную ситуацию: суточный круг богослужений начинается повечерием и вечерней завершается. Это выражается в том, что на каждой вечерне поются те же стихиры, что и на предшествовавшей утрене (правда, в службах Великой Пятницы и Великой Субботы совпадают только часть стихир). Таким образом, богослужение Великого Понедельника, например, начинается малым повечерием в неделю Ваий вечером и завершается литургией Преждеосвященных Даров в понедельник. Точно так же служба Великой Пятницы начинается не вечерней, совершаемой в Великий Четверг вместе с литургией, а повечерием, и завершается великой вечерней с выносом Святой Плащаницы (по нашей практике совершается днем в пятницу). Это правило характерно и для других дней седмицы.

Перечислим теперь второстепенные особенности, характерные для всех (или большинства) дней Страстной седмицы (употребление эпитета «второстепенные» применительно к указанным далее особенностям не связано с умалением их значения, а лишь отражает их локальный характер, т.е. отношение к исполнению конкретных песнопений и действий). Сразу отметим, что в большинстве нижеперечисленных пунктов исключения ограничиваются богослужением Великой Субботы, которая вообще по многим критериям выделяется среди дней Страстной седмицы.

На вечерне:

— каждый день седмицы служится великая вечерня (т.е. совершается вход на вечерне), причем чаще всего она соединяется с литургией (в первые 3 дня – литургией Преждеосвященных Даров, в четверг и субботу – литургией свят. Василия Великого) и только в Великую Пятницу служится отдельно.

— две паремии Триоди берутся из книг Исход и Иова (кроме Великой Субботы).

— каждый день читается Евангелие (правда, при совмещении с литургией Евангелие бывает уже в той части, которая относится к литургии).

На повечерии:

— каноны представляют собой трипеснцы (исключение – знаменитый канон «на Плач Богородицы», читаемый накануне Великой Субботы), причем поются они торжественным образом: ирмосы по дважды и катавасия по каждой песни (тот же ирмос).

— по Трисвятом читается кондак дня (на великом повечерии добавляются еще тропари «Господи сил…»).

На утрене:

— по «Аллилуиа» (которое заменяет «Бог Господь…») трижды поется особый тропарь торжественным образом (в первые три дня – «Се Жених грядет в полунощи…», в четверг и пятницу – «Егда славнии ученицы…»; оба тропаря 8 гласа). Во время пения тропаря духовенство отверзает царские врата и совершает полное каждение храма.

— каждый день читается Евангелие.

— каждый день имеет единственный канон, но с разным количеством песней: вторник – двупеснец, понедельник, среду и пятницу – трипеснец, в четверг и субботу – полный канон (причем автор почти всех канонов – преп. Косма Маюмский; лишь канон Великой Субботы частично является исключением, о чем скажем в своем месте). Все каноны поются по одинаковой праздничной схеме: ирмосы по дважды, тропари на 12, катавасия по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям всегда «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

— по 9-й песни трижды торжественно поется светилен (четыре дня – «Чертог Твой…», в пятницу – «Разбойника благоразумнаго…»); эта особенность обычно присуща двунадесятым праздникам.

— каждый день есть хвалитные стихиры.

Интересно, что на богослужениях в двунадесятые праздники образ пения большинства указанных молитвословий (особенно канона и светильна) точно такой же, так что можно говорить о том, что по ряду особенностей службы Страстной седмицы близки к уставу двунадесятых праздников.

На часах:

— 9-й час всегда совершается сразу после 6-го.

— по «Отче наш…» всегда читается кондак Триоди.